В первую очередь коммуникатор в малых сетях (КМС) должен донести мысль, что внерыночные
коммуникации в форме социального проекта - это новый вызов для бизнеса.
Однако КМС в компании прежде всего столкнется с отношением
как к белой вороне. Главная причина -
неоднозначное понимание и принятие его функционала; КМС не вписан в
традиционную бизнес-сруктуру компании. Плюс играет свою роль целый комплекс
противоречий:
• Полностью
отдаваясь работе, он не делает карьеру.
• Агитируя
за отвлеченные идеи (ценности, нравственные законы и т.д.) он остается
предельно четким, внимательным и рациональным в конкретных делах.
• Несмотря
на подлинные коммуникабельность и доброжелательность, он имеет немало врагов и
искренне признает это.
• Не
относясь к топ-менеджменту компании, старается влиять на принятие решений компанией на
стратегическом уровне.
КМС, как профессионал коммуникаций, не может не понимать (не
чувствовать) такого отношения к себе. Он также понимает неизбежность такого
отношения. Стремление делать свое дело,
не пытаясь создать для себя внутренний комфорт, придает КМС необходимую личную
силу. Так он разрешает очередное противоречие: личная
сила нужна КМС не для себя, а для бренда, личность которого, как мы помним,
нельзя создать, можно только проявить.
На эффективнось КМС со стороны влияет исключительно степень
"продвинутости" его отношений с
руководителем компании.
Расположим в порядке возрастания эффекивности разные типы
отношений первого лица (ПЛ) и КМС:
1. Символ отношений: "карта - шестерка". ПЛ вообще
не знает о существовании позиции, функционала КМС у себя в компании. Нужно
познакомиться.
2. "Семерка".
ПЛ не понимает причин коммуникации с целевой аудиорией; найм КМС оказался
результатом чьего-то совета или желания следовать моде, тренду. КМС должен
предпринять попытку убедить ПЛ действовать более осознанно. Если попытка
(попытки)окончится неудачей, оставаться в компании для КМС не имеет смысла.
3. "Восьмерка". ПЛ не видит необходимости во
внерыночных коммуникациях (в двусторонней модели); понимает роль КМС как
менеджера по социальным коммуникациям в рамках маркетинговых коммуникаций.
КМС-у остается действовать по предыдущему сценарию.
4. "Девятка". ПЛ понимает задачи внерыночных
коммуникаций, но не верит глубоко в ее эффективность и отводит второстепенное
место в структуре маркетинговых коммуникаций.
5. "Десятка". ПЛ видит роль КМС как определяющую в
технологиях коммуникаций бренда, но не понимает значение правды, как
энергетического факта, в коммуникациях компании. ПЛ не знает о том, что за
личность КМС, и насколько эта личность соответсвует представлениям ПЛ о
характере взаимодействия с ЦА. Все еще нужно познакомиться.
Специалист, занимающийся бренд-коммуникациями, пусть и по
"новой модели" в любом случае возьмет на себя часть старого отношения
топ-менеджмента к бренд-менеджеру.
Принципиально важно, сможет ли КМС пробудить чувства ПЛ в отношении своего
дела. Здесь проходит граница между техническим и энергетическим включением КМС
в деятельность бренда. Энергетическое включение предполагает:
6. "Валет". ПЛ понимает, в первую очередь
интуитивно, необходимость наличия в бюрократической системе компании
неангажированного источника информации - способного сообщить о реальном
положении дел во взаимодействии компании и ЦА. КМС может переквалифицироваться
в "секретного агента", добывая для ПЛ информацию о реальных процессах
в компании, которые поступают в виде обратной связи от ЦА. Такую информацию ПЛ
не может получить от своего ближайшего окружения, руководителей, в интересах
которых замалчивать или сглаживать проявления негативных процессов. Как
правило, окружение ПЛ всегда пытается контролировать доступ информации с
"низов". Именно поэтому КМС в таком варианте очень быстро окажется
для них врагом. В этом смысле позиция КМС полносью зависит от стремления и
умения использовать ее со стороны ПЛ. Однако полноценные коммуникации в таком
варианте для ПЛ интереса не представляют. КМС в роли создателя информационной
сети - очень усеченное понимание его возможностей.
7. "Дама" ПЛ понимает необходимость особого
контакта с ЦА - неформального, незабюрократизированного, человеческого. ПЛ -
союзник КМС, и дает тому свободу действий: в том объеме, в коором он доверяет
ему как профессионалу. ПЛ должен понимать, что кредит доверия определяется
успешными результатами его деятельности. В этой ситуации ПЛ не может рискнуть с
перспективным проектом, по которому у него нет четкого видения - в первую
очередь эффекивности для бренда. Непроработанные проекты должны откладываться в
пользу проработанных. КМС не может позволить себе потерять доверие ПЛ на такой
высокой стадии отношений.
8. "Король". Личности КМС и ПЛ должны быть близки:
по масштабу, подходу к делу, к ценностям, к людям и т.д. Личность КМС –
личность бренда в малых сетях. Однако КМС транслирует свою личность по одной
причине: она близка личности ПЛ. ПЛ доверяет КМС представлять бренд таким,
каким его не просто видит, а делает ПЛ. Для этого необходимо совпадение
личностей ПЛ и КМС в принципиальных моментах. КМС в своей плоскости осуществляет
такие поступки, которые должны быть абсолютно понятны личности ПЛ, которые на
месте КМС он бы совершил сам.
9. "Туз". ПЛ и КМС связывают личные отношения. Эти
отношения - не обязательно дружба или личное расположениеи даже не близость
личностей.... Это признание близости энергий, "своего" по природе,
образу жизни. Если ПЛ в большей степени бизнесмен – он охотник. В компании
охотники составляют особую группу, и не входят прямо в бюрократическую по своей
природе структуру организации - они с ней, скорее сотрудничают, взаимодействуют.
Охотники являют собой пример отношения к
делу, но не пример рутинного следования менеджерской составляющей.
КП И ПЛ вдохновляют друг друга. Они на охоте и значение
имеет только их дело и проявленные в деле способности. Здесь уже очень далеко
от отношений ПЛ к КМС как к бренд-менеджеру.
Так уж вышло, что забыта причина появления в доме не кошки –
кота. Кот дает настройку охотнику в доме. Своей энергией, своим поведением он
может напрямую передать «состояние кота»: гибкость, пластичность, сочетание
скорости и паузы, независимость,… Состояние
кота позволяет собирать себя, свой образ как максимально функциональный и
эффективный, собирать не просто для трансляции миру себя и своего бренда
(«какой прекрасный я, и продукция моя…»), а для реального взаимодействия с этим
миром. Состояние нельзя создать с ложью. Самим своим существованием кот
напоминает: хочешь быть, а не казаться сильным – бросай телевизор и выходи на
настоящую охоту, охоту за потребителем. Если в сознании удастся поменять
отношение к кошке на отношение к
коту -
10. Есть только два джокера в колоде. И это - не ПЛ и,
например, его зам. Зам - это все равно место в иерархии. У джокеров же есть
принцип: оказаться в любом месте в любой позиции с целью макимально эфективной.
Идеал ПЛ - это способность исполнить любую позицию в своем бизнесе. Идеал КМС -
исполнить любую позицию в охоте за потребителем. Если бизнес понимается как
охота за потребителем - два джокера - это две стороны процесса. КМС дает
бтзнесу дополнительную энергетическую линию И это линия именно - сила захвата
потребителя.
"Джокер" так же, как бизнесмен - символизирует
охотника. Однако ПЛ не способен восприниматься как ровня. КМС не только являет
- он символизирует собой охотника для любого другого сотрудника
компании-бренда. Все сотрудники вписаны в охоту, все они в идеале представляют
собой целевой символ. С пониманием этого
можно начать строить внутреннюю культуру любой коммерческой компании. КМС -
союзник ПЛ в плане построения бизнеса как охоты за потребителем.
Дела компании определяются в первую очередь отношениями с
потребителем. КМС отвечает за реальность складывающихся отношений, за
энергетические факты, определяющие эти отношения. Результат охоты – это факт:
привлеченные и лояльные члены ЦА.
Позиция КМС должна генерировать правду внутри компании,
отделяя энергетический факт от наслоения ангажированных интерпретаций. Правда в
компании может быть определена только через отношения с потребителем.
Энергетические факты и составляют подлинную энергию компании, ее реальную силу.
Почему эта роль – адаптера правды –
отводится именно КП? Потому что отношения между компанией и потребителями ее
продукции – это ключевые отношения для компании, которые определяют в целом ее
существование. Именно с «починки»
энергетического моста с потребителем начинается оздоровление всех остальных
связей в компании. И наоборот, искажение, появление лжи в связях между
структурами сразу отражается на энергетическом мосте с потребителем. КП, как
контролирующий этот участок, должен оперативно сигнализировать о проблемах уже
внутри компании.
|