1. Бренд-менеджер?
Бренд-менеджера знает компанию изнутри, обладая при этом
знаниями и опытом в области массовых коммуникаций. Однако схема реализации
коммуникаций в малых сетях принципиально отличается от таковой в масс-медиа.
Здесь опыт может быть вреден. Например, сейчас Интернет понимается подавляющим
большинством бренд-менеджеров компаний не как подвижная, живая информационная
среда, а как территория "больших" и "малых" рекламных
площадок для трансляции своих сообщений.Так проявляется сознание рекламщика.
В большинстве
российских компаний вопросы бренда входят в зону функционала руководителей по
рекламе. Эти кадры "ковались"
совсем под другие цели (однонаправленных сообщений), большинство из них
прекрасно чувствует себя в рыночных коммуникациях, и переход к внерыночным
коммуникациям для них карьерно не обоснован. Если они и могут себе позволить
сменить привычную рутинную схему деятельности на проектную, то сделают это в
незначительных масштабах и с минимальными бюджетами.
Таким образом, для бренд-менеджера нет объективных условий
для принятия всерьез идеи внерыночных коммуникаций. А без принятия этой идеи
всерьез вряд ли возможно полноценное планирование, создание не примитивного, а
многоуровнего сценария взаимодействия с аудиторией. Если бренд-менеджер
относится к внерыночной коммуникации как к дополнительной (и даже не
обязательной) активности бренда, он вряд ли вложится в него в первую очередь
интеллектуально. То есть проблема "второстепенности" социальных
проектов бренда заключается даже не в недостаточном бюджетировании, а в
неполноценном, бессистемно-примитивном, недетализированном замысле.
Именно недостаточное вложение интеллектуальных сил в проект
внерыночных коммуникаций бренда не позволяет оценить их истинную возможную
ценность для бренда.
Возможно, для бренд-менеджера сложится ситуация, в которой
он будет заинтерсован в проекте, прежде всего как личность. Например,
бренд-менеджеру может надоесть рутинное существование, и он захочет не
минимального предсказуемого эффекта, а максимального, но в ситуации риска. Или
захочет стать "ближе к людям" - с кем, собственно, и работаем - то есть к целевой
аудитории. Или бренд-менеджера вдохновит сама идея (для России, как раз, вполне
реальный вариант) внерыночных коммуникаций. В этом случае можно ждать максимально
цельного и одновременно развернутого проекта для бренда. Как бы то ни было,
резюмируя, можно утверждать, что решающим фактором в подходе бренд-менеджера к
внерыночным коммуникациям станет его психология. Психология - это не то же
самое, что мотивация. Психология определяется не только стимулами, но и
личностью. В этом отношении сильный топ-менеджер, поручая бренд-менеджеру
оценку потенциала внерыночных коммуникаций бренда, должен будет сам в первуюю
очередь оценить исполнителя: насколько для того, как для человека, внутренне
обоснованно то, что ему, возможно, придется делать.
2. Топ-менеджер?
Способен ли топ-менеджер самостоятельно оценить перспективы
развития внерыночных коммуникаций? Скорее, он сможет интуитивно оценить их
необходимость. Классный бизнесмен в любых своих решениях задействует интуицию,
однако в вопросе социальных коммуникаций решающее значение имеет не обоснование
необходимости, а технологическая карта проекта. То есть в любом случае
топ-менеджер будет зависеть от подхода и качества работы своего специалиста.
Проблема для топ-менеджера - исключить ложь в оценках специалистов, причем как
сознательную, так и несознательную.
3. Рекламное агентство?
Рекламное агентство не может анализировать, а потом
коммуницировать из "глубины"
бренда. Кроме того, принцип лжи, заложенный в отношениях между
рекламными агентствами и компаниями-клиентами.
4. НКО, уже построившая коммуникацию с нужной бренду ЦА и
обладающая влиянием на эту ЦА?
Внерыночные коммуникации бренда во многом пересекаются с
коммуникациями некоммерческой организации. НКО давно действуют в поле малых
сетей, собственно, нормальное НКО и создано из представителей той или иной
малой сети, для реализации отношений прежде всего внутри сети, в форме
проектов. Собственно, на Западе такая модель действует уже давно. Бренд,
ставящий целью коммуникацию с нужной целевой аудиторией, обращается в одно или
несколько НКО, специализирующихся на отношениях с этой аудиторией, и предлагает
им формы сотрудничества. И наоборот, НКО может само инициировать сотрудничество
с брендом, предложив им интересный со всех точек зрения проект. Годами
наработанная практика складывается в традицию, которая становится естественной
для всех задействованных институтов общества: бизнес-корпораций, властей,
социальных учреждений, комьюнити, СМИ и так далее. В России от представителя
НКО потребуются или личные связи с сильными мира сего (во власти или в бизнесе)
или личная пробивная сила - знание технологий и систематическая их реализация
не играет большой роли на стадии планирования и привлечения инвестиций в проект.
|