Внерыночные
коммуникации, являясь по характеру социальными коммуникациями,
оказываются в колее накатанного отношения к «социалке» со стороны
субъектов рынка, и тем самым автоматически переводятся ими в
соответствующие типы рыночных (маркетинговых) коммуникаций. В российских
компаниях отношение к социальному проекту стандартизировано в следующих
формах: 1.
Как к форме рекламы (спонсоринг). В этом плане бренд-менеджер должен
максимально технично отработать с площадками, на которых появится знак
бренда. Коммерческий эффект как от рекламы. Имиджевая технология
ассоциативного соотнесения со спонсируемыми объектами. Коммуникация с ЦА
не ведется. По результатам современных исследований все чаще признается неэффективной формой рекламы. 2.
Как к элементу чистой благотворительности. Не планируется никакой
коммерческий эффект. Проекты могут вообще не иметь выхода на ЦА. В
России приветствуется "тайная" благотворительность, о которой аудитория
вообще не знает. В
российском менталитете, где меценат выступает как личность, а не как
глава компании, поощряется его личные качества: доброта, широта души, а
также скромность. Благотворительность – это личное деле того, кто дает
деньги. 3.
Как к элементу корпоративного гражданства компании-бренда. "Мы живем в
общем мире, и каждый должен внести свой вклад, чтобы этот мир стал
чуточку лучше". При
таком подходе от социального проекта не ждут большой отдачи, и уж точно
не придают ему решающего значения в продвижении бренда. Не планируется
прямой коммерческий эффект. Укрепление репутации, различных социальных
шкал, рейтингов бренда. Коммуникации с ЦА ведутся, но обратная связь по
логике не обязательна. Нет условий для коммуникации бренда как личности.
Идея корпоративного гражданства в России так и не получила понимания и
распространения в бизнес-среде. Очевидные
для западного бизнесмена вещи не являются таковыми для российского
предпринимателя. Для последнего социальное участие – не ежедневная
норма, а скорее спонтанное импульсивное проявление личного добра.
Строить систему, основанную на импульсах руководителя, дело для
бренд-менеджера далеко не очевидное. Вероятно, еще и поэтому системных
социальных проектов мало в России. Кроме того, сама модель общественных
отношений в России не так выстроена, чтобы бренд мог предсказуемо
получить дивиденды от своей социальной деятельности, например в виде
внимания СМИ или адекватных налоговых льгот.
|