Субъектами
рынка внерыночные коммуникации чаще всего воспринимаются как обычные социальные
проекты. А это для внерыночных коммуникаций не очень хорошо. Практика
социальных проектов в России находится
в запущенном состоянии. Человек, попытавшийся защитить перед
руководителем компании "социальный" проект столкнется с кислой миной (по
крайней мере имплицит) и со скучающим взглядом. Причина проста: любой
социальный проект воспринимается бизнесом в первую очередь как трата, а
не вложение средств. Более того, соответствующее отношение выработалось и
к рекламе. Бренд-менеджер тысячу раз подумает, предлагать ли
руководителю выступить с социальной инициативой, еще и потому, что так у
того появится лишний повод подумать о полезности самого бренд-менеджера
и его направления в целом. Реклама
не связана с производством продукта настолько очевидно, насколько
другие подразделения компании, поэтому владельцы внутренне воспринимают
рекламу в большей степени как своеобразный рыночный «налог» на бизнес,
как раз и навсегда данную статью затрат. На производстве функционал той
или иной кадровой позиции развивается вместе с производством: эволюция в
организации, технологиях и
т.д. определяет изменения в должностных обязанностях специалиста.
Рекламное направление находится в стороне от этой движущей силы
развития, результаты деятельности специалиста подводятся в виртуальной сфере.
Соответственно, компания может контролировать специалиста по
коммуникациям лишь с формальной стороны, со стороны процесса, а не
результата. В этом плане ничего со времени появления маркетинга по сути не изменилось. Отношения владельца компании и бренд-менеджера нередко похожи на отношения человека со своей кошкой. Эти отношения не подлежат корректировке, они результат извечной традиции и сформулированы
навсегда. Человек кормит свою кошку, а та делает что-то не очевидно
полезное, но зато приятное. Человек дает кошке жизненный ресурс, чтобы
та была ласковой, красивой, сильной, и ею можно было покрасоваться перед
соседями. Раньше в деревнях в каждом доме была кошка, сейчас, в
городах, многие от нее отказались... Отношение
к кошке невозможно переоценить – оно навсегда останется отношением к
кошке. Эффективнее сделать ставку на другую позицию, прямо вытекающую из
приоритета целевой аудитории (а не процесса) коммуникации. В компании
должен появиться коммуникативный планнер, сокращенно КП, принципиально
новая боевая единица, отвечающая за контакт с конкретной ЦА. Социальный
характер внерыночных коммуникаций сам по себе не означает того, что эти
коммуникации не способны принести компании прибыль. Это общий стереотип
рынка, и менеджменту отдельно взятой компании совершенно не обязательно его разделять. Что может сделать нерядовой менеджер: 1. Увидеть тупик односторонней модели
коммуникаций. Вскрыть ложь тех установок, которым призывает следовать
действующая машина маркетинговых коммуникаций. Владелец бизнеса должен
рано или поздно понять: бессмысленно продолжать ставить во главу угла
процесс коммуникаций, а не его результат – контакт, общение и
складывающиеся отношения с потребителями. 2. Признать, что необходима перестройка действующей системы коммуникаций бренда. 3. Понять, что социальность является не целью внемаркетинговых коммуникаций, а лишь необходимым техническим условием для их успешной реализации.
|