Конкретное
состояние человека (или массовой аудитории) – это форма существования
его (или ее) энергии. Помимо состояния энергия может существовать и в
других видах, и этими видами также можно учиться управлять. Однако
управлять энергией (как своей, так и чужой) эффективнее через состояние.
Попробуем наметить основные подходы этой нашей позиции.
Цель
брендинга – осознанное отношение аудитории к бренду, поэтому все формы
бессознательных реакций – рефлексы, инстинкты и даже эмоции – аудитории
имеют для КМС второстепенное значение. Объект, транслирующий знак
(страница в журнале, выступающий мерчендайзер, рекламный баннер и т.д.),
не может вызвать рефлекс относительно обозначаемого – он может вызвать
рефлекс только в отношении самого себя. Коммуникативная деятельность
бренда должна выходить на сознание реципиента.
Не рефлексы
Рефлекс
– это простейшая форма поведения, и он непосредственно связан с
раздражителем. Одни рефлексы отмирают по мере созревания нервной
системы, другие же служат человеку на протяжении всей жизни. Рефлекс
представляет собою автоматическую реакцию
на стимул без предварительной его когнитивной (связанной с сознанием)
оценки. Психологи считают, что человек обладает относительно небольшим
количеством рефлексов.
Не инстинкты
Более
сложной формой поведения являются инстинкты. Они порождаются
гормональными процессами организма и являются стандартной реакцией,
которой организм отвечает на определённый раздражитель. Рефлекторная
реакция всегда исполняется целиком до логического конца, а
последовательность инстинктивных действий может прерываться и
изменяться. Следует предполагать, что в инстинктивном поведении
участвуют какие-то когнитивные оценки.
Когда
в рекламном баннере дается эротическое изображение, в действие может
вступить инстинкт. Однако идиотизмом будет думать, что этот «инстинкт»
заставит нас побежать именно к рекламируемому бренду. Максимум, чего
можно добиться при помощи эротики – обратить на себя внимание. Обратили,
а что дальше? Если мы вообще успели подумать о бренде, который
обозначается этим изображением, мы думаем: 1) адекватна ли связь
обозначаемого и обозначающего, адекватен ли бренд в этом отношении? 2)
адекватен ли бренд вообще? 3) насколько хорошо делает другие свои вещи
бренд, если в рекламе он действует так плоско и примитивно? Если
коммуникатор ограничился ставкой на инстинкт, он рискует получить дозу
негативных ассоциаций с брендом.
Ставка
на инстинкт может быть вызвана исключительно целью привлечения
внимания. Параллельно коммуникатору нужно обеспечить реципиента иными,
дополнительными стимулами для реакции.
Инстинкты
особенно развиты у животных, в меньшей степени у человека. Большинство
психологов сегодня склоняются к мнению, что человек вообще не имеет
инстинктов подобных тем, которые свойственны животным. Один из известных
психологов ещё в начале прошлого века (1908 г., Магдгал) полагал, что
инстинкты присущи и человеку, но в несколько ином понимании процесса:
всякому животному инстинкту в человеческом поведении соответствует
определённая эмоция, несущая в себе инстинктоподобный побудительный
заряд. Из его теории следует вывод: роль рефлексов и инстинктов в жизни
животных аналогична роли эмоций в жизни человека. Но и эмоции в то же
время не определяют поведение человека непосредственно. Они всего лишь
фактор, влияющий на его поведенческие тенденции.
Не эмоции
У
человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия,
страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих
субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний
(в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не
найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может,
но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу
внутренней регуляции деятельности.
Само
слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит
возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно связаны с потребностями,
поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек
испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить
желаемое – отрицательные.
Исследования
убедительно доказывают, что фундаментальные эмоции обеспечиваются
врождёнными нейронными программами, и человек, взрослея, научается
управлять врождённой эмоциональностью, трансформируя её.
Долгие
годы ученые противопоставляли эмоции и процессы, связанные с познанием
окружающей действительности, считая эмоции явлением, доставшимся нам в
наследство от далеких животных предков. На
сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит не только
субъективный компонент, т.е. отражение состояния человека, но и
познавательный компонент – отражение объектов и явлений, имеющие
определенное значение для потребностей, целей и мотивов человека,
переживающего эмоции. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций – с
одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к
объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять
определенные свойства этого объекта.
Чтобы
выйти на сознание аудитории (нам же требуется сознательное отношение
аудитории), мы должны сфокусироваться на познавательном компоненте
эмоции, и для этого от эмоции мы должны перейти к состоянию.
Состояние как адаптер к аудитории
Технология управления состоянием – это технология управления смыслами знаков.
В
качестве базовой основы структуры психического состояния следует
выделять энергетическую и информационную составляющие. Информационная
составляющая – это процессы субъективного отражения действительности.
Энергетическая составляющая представляет собой совокупность
биохимических и физиологических процессов в организме. Эмоция, чувство –
это энергетический аспект состояния. Смыслы – его информационная
составляющая. Управлять энергетической составляющей аудитории КМС может
через смыслы (информационную составляющую). Другими словами, если мы
хотим управлять энергией аудитории, мы можем сделать это только через
смыслы, а это и есть работа с состоянием. В подобной работе КМС
развивает эмоциональный интеллект своей аудитории, что само по себе
может вызвать ее благодарность – не меньше чем благодарность за
развлечение.
КМС
может использовать все формы возбуждения первичной энергии (рефлексы,
инстинкты, эмоции, главная его задача при этом – внедрить в переживание
достаточное количество смыслов. Смыслы помогают фиксировать физическое
переживание. Они выступают как бы координатами для нахождения субъектом
нужного ему физического переживания во внутреннем психическом
пространстве.
Смыслы
– это коды структуры энергетического поля. Материальные проявления – по
типам знаковых систем (естественные, включая мимику, образные,
вербальные, письменные) – составляют объекты для обработки сознания.
Проявления кодируются и раскодируются только благодаря смыслам, которые
есть в социальной деятельности. Иную, несоциальную, энергию люди
практически разучились видеть в объектах. Точнее, оно не выводится на
сознательный уровень, поскольку сознание занято социальной информацией:
поступающей из внешнего мира, плюс внутренней (память, рефлексия и
т.д.).
Создав
и доведя до аудитории знак (видеоролик, баннер, текст), можно получить
разовую реакцию аудитории. Сверхзадача КМС состоит в том, чтобы
превратить разрозненные знаки и соответственно разрозненные реакции в
гармоническое состояние. Вроде того как разрозненные звуки музыкальных
инструментов (кто слышал как в оркестровой яме перед концертом
«разминаются» музыканты) привести в единое произведение, собственно в
музыку.
Смыслы
– это векторы, направляющие потоки внутренней энергии. Чтобы понять,
каким образом это происходит (чтобы научиться на практике управлять
процессом), нужно разобраться в природе символа.
|