Ярослав Кучеров,
генеральный директор рекламного агентства Adwenta Lowe (Москва):
- Рецепта как продать креатив, на мой взгляд, нет. Все
индивидуально. Иногда помогают нестандартные решения - например, презентацию по
"Сибирской короне" мы проводили в ресторане "Семь пятниц",
стилизованном под Россию рубежа XIX - XX веков. Мы волновались, что
клиент-иностранец может не понять идею "ухода в прошлое", поэтому
постарались, чтобы и "окружение" тоже работало на "ощущение
эпохи".
А вообще совет - никогда не презентовать слишком много идей. Агентство
должно презентовать 2-3 идеи, иногда одну. Это показывает серьезность и
продуманность подхода - а иначе можно выглядеть эдаким "рекламным
коробейником": а вот у нас сколько всего! Это не нравится – щас еще из
короба достану!
Что касается продажи креатива, то во-первых, надо
иметь хороший креатив. Продавать плохой креатив с помощью личной харизмы,
остроумия или sales skills – сомнительная доблесть для агентства. Но если
креатив хорош - то важно чувствовать в себе внутреннюю уверенность, что ты
пришел на встречу с правильным ответом на бриф, что ты прав. Надо уметь не
просто выложить на стол текст или "картинку", но и обосновать свое
видение, аргументировать подход, продемонстрировать понимание рынка,
потребителя, продукта, брэнда.
Николай Васильев,
директор РА NFQ (Москва):
- Креатив можно продавать по-разному, но, главное,
понимать, что принципы продаж креатива не отличаются от принципов продаж в
других областях. Если человек профессионально готов к продажам, владеет
методиками продаж, он обязательно продаст и креатив. Следует, однако, отметить,
что вопросы продажи креатива могут быть рассмотрены с разных сторон. Это может
быть продажа единственной услуги, или, например, продажа нескольких услуг,
включая креатив. В любом случае, чтобы продавать креатив, должна быть хорошая
креативная команда.
Геогргий Минаев,
креативный директор РА «Иллан» (Санкт Петербург):
- Как продавать – не знаю. Мне нравятся клиенты,
которые приходят, уже готовые купить.
А убеждать… Во-первых, с клиентом надо разговаривать: вытягивать информацию,
интересоваться всеми текущими проблемами. Когда клиент участвует в процессе, то
принимает результат как должное.
Во-вторых, и письменно, и устно объяснять клиенту все "скрытые
пружины" предлагаемого решения – опираясь, в первую очередь, на результаты
исследования аудитории. По большому счету, "творческое исследование"
это единственное, что клиент не способен сделать без нас. Результаты
исследований – непреложный факт. Это убеждает.
В-третьих, поменьше собственных "творческих экспромтов". А клиенту и
вовсе запретить всякое творчество. Если понадобится, можно и скандал закатить.
И – стоять на своем, даже если сам на какое-то мгновение усомнишься. Хороший
клиент хочет видеть уверенность в глазах хирурга. А плохой нам и не нужен.
Александр Шевелевич,
творческий директор РА D`Arcy Партизан (Минск):
- Главное, верить в это самому. Но на самом деле никто
не знает абсолютного ответа на этот вопрос. Продажа креатива клиенту - это
каждый раз что-то из разряда мистики. Объяснить это невозможно.
Рустам Салимзянов, Group
Creative Director РА Propaganda Ogilvy (Москва):
- Каждый раз по-разному. Вообще боевой настрой
"продать" обычно не приносит желаемых результатов. Ведь клиент должен
быть готов "купить", а для этого нужно понимать и уважать его
ожидания. Креативная презентация не должна превращаться в пинг-понг:
"Сейчас мы расскажем свои идеи, а потом они выскажут свои
возражения". Если клиент чувствует, что его соображения (прошлые,
сегодняшние и будущие) учтены и проанализированы, он не сможет сопротивляться
логике агентства. Потому что тогда они будут и его логикой.
Ярослав Петренко,
креативный директор РА «Анатольев и партнеры» (Красноярск):
- С точки зрения соответствия проекта заданию
заказчика и эффективности рекламного сообщения. Важно помочь заказчику понять,
что разработанный материал не только правильный, но и эффективен в достижении
цели рекламной кампании. Хотя у меня есть свой тезис: "Яркое рекламное
сообщение – это мастерство и авантюризм Рекламиста + мужество
Рекламодателя".
Александр Филюрин,
директор рекламной группы «Мелехов и Филюрин» (Новосибирск):
- Ну, вы и вопросы задаете! Вы бы еще спросили:
"В чем смысл жизни?". Попытаюсь ответить: во – первых, важен
авторитет презентующего. В нашем агентстве все крупные работы я представляю
клиентам сам лично. Во – вторых, продукт должен быть хорошо упакован, красиво
отрисован или раскадрован. В третьих, если есть возможность сослаться на
какое-нибудь исследование, надо обязательно ее использовать. И в четвертых,
продукт должен реально иметь сильную идею, понятную клиенту.
Маргарита Васильева,
генеральный директор «Паприка брэндинг» (Санкт-Петербург):
- Как правило, заказчики лишены воображения, всего
боятся и парализованы мыслью «Что скажут знакомые?» Поэтому им все нужно
рассказывать и показывать в красках, в лицах, в перспективе. Получается своего
рода театр одного актера, который основную часть пьесы отрепетировал; но
вынужден импровизировать по ходу дела, чтобы публика отреагировала. Хорошо
подготовленной презентацией, авторитетом и внутренней убежденностью тут не
обойдешься. Нужно каждую секунду быть готовым к сюрпризам и уметь правильно
ответить на неожиданный вопрос типа «А такое название не привлечет нечистую
силу?» Все это – творчество и опыт…
|