Рекламные материалы служат многим целям, и хотя, как
может показаться, реклама всегда преследует одну цель, на самом деле это не
совсем так.
Основные цели рекламы состоят в следующем:
– привлечь внимание потенциального покупателя;
– представить покупателю выгоды для него от
приобретения товара (услуги);
– предоставить покупателю возможности для
дополнительного изучения товара;
– формировать у потребителя определенный уровень
знаний о самом товаре или услуге;
– создать благоприятный образ (имидж)
фирмы-производителя или продавца, а также торговой или промышленной марки у
потребителей и деловых партнеров;
– формировать потребности в данном товаре, услуге;
– формировать положительное отношение к фирме;
– побуждать потенциального покупателя к приобретению
именно данного (рекламируемого) товара у данной фирмы, а не у конкурентов;
– стимулировать сбыт товара, услуги;
– способствовать ускорению товарооборота;
– сделать данного потребителя постоянным покупателем
товара, постоянным клиентом данной фирмы;
– формировать у других фирм образ надежного партнера;
~~ напоминать потребителю о фирме и ее товарах.
На практике реклама редко преследует только одну цель,
как правило, в одном рекламном мероприятии цели пересекаются. Задачи рекламы
сводятся к следующему:
– реклама новых для клиента товаров и услуг;
–реклама уже известных клиенту товаров и услуг как
"поддерживающая" реклама;
–реклама некоего героя (например, президента банка);
–отстройка от конкурента;
–демонстрация мастерства рекламиста.
Функции рекламы определяются ее целями и задачами. Из всего их разнообразия можно
указать следующие:
–идентификация товара и его производителя и (мл и)
продавца;
–продвижение товаров, услуг или идей;
– информирование (ознакомление) покупателей;
– формирование спроса и др.
Рекламная деятельность создает и использует прямые
личные связи между производителем и потребителем – действительным или
вероятным.
Реклама необходима в случаях:
– когда появляется новая, никому не известная фирма;
– когда предлагается товар, еще не известный
покупателю;
– когда рынок заполнен однотипными товарами и продавцу
надо привлечь внимание именно к своему продукту;
– когда падает объем продаж;
– когда продавец планирует резкое расширение объема
продаж, "завоевание" новых рыночных территорий, привлечение новых
клиентов.
Реклама оказывается пустой тратой денег в случаях:
– когда на рынке продаж господствует товар-монополист;
–- когда товар и так прекрасно расходится, иначе
говоря, в условиях дефицита или ажиотажного спроса;
– когда рост продаж можно стимулировать другими,
нерекламными и, главное, более дешевыми методами;
– когда продавец по каким-либо соображениям не желает
увеличивать объем продаж;
– когда в рекламе не нуждается низкодоходная часть
населения.
Виды рекламы
Типология рекламных сообщений может различаться:
– по способу воздействия на покупателя;
– по способу выражения;
– с точки зрения основных целей и задач;
– с точки зрения возможной обратной связи с
потребителем рекламы.
По способам воздействия рекламное сообщение
может быть:
– рациональным;
– эмоциональным.
Рациональная (предметная ) реклама информирует,
обращаясь к разуму потенциального покупателя. Она приводит аргументы, чтобы
убедить его, свои доводы облекает в словесную форму, использует чертеж или
рисунок для того, чтобы усилить впечатление от сказанного словами.
Эмоциональная (ассоциативная) реклама вызывает
воспоминания. Она наводит на мысль. Обращается к чувствам, эмоциям,
подсознательному. Воздействует через ассоциацию идей и представлений. Ее самое
эффективное средство – рисунок, цвет и в меньшей степени – звук.
По способу выражения реклама делится на:
"жесткую" и "мягкую".
"Жесткая" реклама очень близка по своему
духу к мерам стимулирования сбыта и часто их сопровождает. Как и они, такая
реклама имеет краткосрочные цели: воздействовать на объект таким образом,
чтобы привлечь его к сиюминутной покупке с помощью кричащих, рассчитанных на
внешний эффект объявлений.
"Мягкая" реклама имеет целью не только
сообщить о товаре и его марке, но и создать вокруг этого товара благоприятную
атмосферу, окружая его некоторым ореолом. Чаще всего – это эмоциональная
реклама, играющая на символике, глубинных мотивах. Она постепенно изменяет
настрой потенциального покупателя в пользу какого-либо товара, формируя
внутреннюю готовность к покупке.
С точки зрения основных целей и задач реклама
может быть следующих видов:
– реклама в целях создания престижа предприятия в
обществе – так называемая "имидж-реклама";
– стимулирующая реклама;
– реклама стабильности;
– внутрифирменная реклама;
– реклама в целях расширения сбыта продукции;
– увещевательная реклама;
– сравнительная реклама;
– напоминающая реклама; – подкрепляющая реклама;
– информирующая реклама;
– превентивная реклама.
Имиджевая реклама в основном направлена на создание благоприятного образа (имиджа) фирмы
и товара у партнеров и покупателей. В ней важно подчеркнуть надежность,
эффективность работ, благожелательность к клиентам, стабильность.
Стимулирующая реклама в основном направлена на стимулирование потребностей
покупателей в приобретении продукции данной фирмы. В ней важно подчеркнуть
основные преимущества продукции данной фирмы, их положительные качества по
сравнению с аналогичными товарами или услугами.
Реклама стабильности в основном направлена на информирование покупателей и
партнеров о стабильности в результатах работы фирмы, о ее устойчивом положении
на рынке.
Внутрифирменная реклама ориентирована на то, чтобы внушить сотрудникам веру в
собственное предприятие, породить в них чувство тесной взаимосвязи с его
судьбой. Считается, что если каждый участник предприятия сможет принимать
необходимые для его деятельности решения, будет нести за них ответственность,
тогда сотрудники станут испытывать удовлетворение от работы в фирме и станут
носителями рекламы данной фирмы в обществе. Средства внутрифирменной рекламы:
– фирменная газета;
– хорошие взаимоотношения между руководителями и
сотрудниками;
– многочисленные социальные льготы для сотрудников. Реклама
в целях расширения сбыта продукции – главная сфера
рекламной деятельности.
Увещевательная реклама – наиболее агрессивный вид рекламы, основная задача
которой – убедить покупателя купить именно данный товар или услугу, а не товар
или услуги конкурентов.
Сравнительная реклама – это разновидность увещевательной рекламы. Она основана
на сравнении рекламируемого товара или услуги с товарами конкурентов. Поскольку
законодательство большинства цивилизованных стран запрещает прямую критику
товара-конкурента или его производителя, то такая реклама должна быть, а
зачастую и является, весьма остроумной и изощренной.
Напоминающая реклама – реклама, предназначенная напоминать потенциальным
покупателям о существовании определенного товара или фирмы на рынке и его
характеристиках.
Подкрепляющая реклама – разновидность напоминающей рекламы. Она призвана
поддерживать потребителей, уже купивших товар, убедить их в правильности
сделанного ими выбора. Она ориентируется на то, чтобы закрепить данного
покупателя в качестве постоянного.
Информирующая реклама – эта реклама направлена на предоставление информации о
фирме и ее продукции, товарах, их характеристиках, достоинствах,
нововведениях.
Превентивная реклама – реклама, на которую расходуется демонстративно больше
средств, чем следовало бы. Цель ведения такой рекламной кампании – подорвать
позиции конкурентов, которые не в состоянии тратить огромные суммы на
рекламную деятельность.
Понятно, что та или иная конкретная реклама может
включать и зачастую включает в себя несколько видов рекламы одновременно.
Широкий спектр рекламных сообщений можно разделить на
два вида с точки зрения возможной обратной связи с потребителем рекламы. Они
достаточно жестко связаны с определенными носителями рекламных сообщений:
– рекламными средствами с обратной связью
– и рекламными средствами без обратной связи. Рекламные
средства с обратной связью – виды рекламы, предполагающие непосредственного,
нередко персонифицированного адресата рекламы с его возможной ответной
реакцией. Эти виды рекламы рассматриваются в учебном пособии отдельно.
Обобщая, можно сказать, что рекламные средства без
обратной связи – это средства массовой информации, в том числе электронные, а
также все виды наружной рекламы.
|