Рациональная школа брендинга
Этот подход к коммуникационной
деятельности фирм получил развитие в 50-е годы XX в.
Рекламные коммуникации послевоенного времени отличались простым
незамысловатым характером, в них преобладали рациональные аргументы и демонстративные
методы представления товаров.
Рациональная школа брендинга охватывает большой период в развитии
коммуникативных технологий и представлена несколькими течениями. В частности,
Дэвид Огилви, один из основоположников рациональной школы, связывал эффективность
рекламных коммуникаций с особенностями восприятия потребителей. Он полагал,
что такие слова, как «новый», «экономичный», «доступный», в наибольшей степени
апеллируют непосредственно к потребителю и поэтому должны активно
использоваться в рекламных обращениях,' основанных на методах демонстрации
(«покажи и расскажи») и свидетельств («как мы это делаем»).
Впоследствии в рамках рациональной школы получила развитие другая
тенденция — основывать коммуникационную стратегию на единой рекламной идее.
Этому во многом способствовала разработанная Россером Ривзом теория уникального
продающего предложения (Unique Selling Proposition, USP)1.
P. Ривз в то время — сотрудник рекламного агентства Ted Bates
— сформулировал мысль, что за каждой рекламой должны стоять четко выраженные
«оригинальные потребительные качества» товара или свойства, которые отличают
его от других товаров.
Теория USP послужила основой для коммуникативных стратегий многих
рекламодателей, активно применявших рациональные аргументы в демонстрации
уникальных особенностей товаров, полученных в результате
научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Однако вскоре на рынке появилось чрезвычайно большое количество
товаров-аналогов, дублирующих функциональные качества друг друга. Это привело к
тому, что они перестали восприниматься как оригинальные и уникальные.
Эмоциональная волна брендинга
Новые тенденции в развитии
коммуникативных технологий наметились в конце 50-х годов XX в., когда Вине
Паккард в своей книге «Скрытые увещеватели» (Hidden Persuaders) рассказал об
эмоциональных, имиджевых и психологических особенностях потребительского
восприятия. В. Паккард показал, что конечные выгоды потребителей не могут ограничиваться
физической удовлетворенностью от покупки и должны дополняться удовольствием и
эмоциональным наслаждением. Тра- диционные рациональные аргументы в пользу
приобретения товара — «экономичность», «доступность», «чистит, но не царапает»
— сменились эмоциональными преимуществами брендов: реклама стала продавать
«хорошее настроение», «домашний уют», «свежесть зимнего утра» и другие символы
и мифологизированные свойства товаров. С появлением работы В. Паккарда
связывают формирование новой — эмоциональной волны брендинга, появляется
имиджевая реклама.
Методологическим обоснованием рекламных коммуникаций 60-х
годов XX в. стала теория эмоционального продающего предложения (Emotional Selling
Proposition, ESP), разработанная Бартлом Богла Хэгарти. В рекламной
аргументации все чаще стали использоваться свидетельства знаменитых людей —
актеров, спортсменов, политиков, формирующие особое стилевое восприятие
свойств и качеств товара. Оригинальное музыкальное оформление и рекламные персонажи
усиливали эмоциональную насыщенность рекламируемых товаров — человечек Бибендум
(Michelin), тигр (Esso) и др.
В 70-е годы XX в. сформировалось новое направление в
брендинге, связанное с развитием «позиционирующей» рекламы, главными
идеологами которого стали Джек Траут и Эл Райе. Позиционирующий подход имел
широкую популярность, разработками этих специалистов пользовались ведущие
рекламисты мира. Выпущенная ими книга «Позиционирование, или Борьба за умы» (Positioning:
The Battle for yor Mind) стала настольной для руководителей многих компаний.
Принцип позиционирования, предложенный Дж. Траутом и Э.
Райсом, закреплял в восприятии потребителей приоритетную позицию бренда в
товарной категории. В соответствии с психологией потребительского поведения
человек воспринимает информацию, которая согласуется с полученным им ранее
опытом. Защищаясь от потока информации, человеческий мозг как бы
«отфильтровывает» дополнительное, лишнее знание. Поэтому первый бренд, однажды сформировавший
позицию в сознании потребителей, практически не возможно заменить другим
аналогичным брендом. Потребители всегда будут ассоциировать товар и его
свойства с фирмой-«пионером»: IBM — с компьютерами, Hertz — с прокатом
автомобилей, автомобиль Volvo — с безопасностью, Disney — с развлечением.
Признавая значение потребительных свойств товара и его имиджа,
Дж. Траут и Э. Райе тем не менее считали, что главное внимание следует уделять
тому, как в восприятии потребителей продукция соотносится с конкурирующими
аналогами, представленными на рынке. Следуя принципу приоритетности позиции,
они говорили о целесообразности использования незанятых ниш и формирования
новых позиций для восприятия брендов потребителями.
Наиболее яркими примерами периода позиционирующей рекламы
являлись рекламные кампании «Думай о малом» (Volkswagen), «Мы всего лишь номер
два в мире, поэтому мы больше заботимся о своих клиентах» (Avis), «7Up не Кола»
(Pepsi-Cola), в которых восприятие брендов конкретизировались и четко
отделялись позиции от конкурентов.
Социальный брендинг
В начале 90-х годов XX в. стало формироваться
новое общественное сознание. Усиление негативных последствий индустриального
развития общества, загрязнение окружающей среды, эпидемии и голод в третьих
странах способствовали утверждению в обществе цинизма и недоверия к официальным
структурам, предлагающим традиционные решения для возникающих проблем.
Ощущение «утраты завтрашнего дня», чувство общей вины за происходящие процессы
переориентировали общественное сознание на общечеловеческие ценности и вызвали
подъем морального самосознания. Это послужило основой для развития нового
направления в брендинге и коммуникациях — социального, или духовного, брендинга.Наиболее
показательным примером такого подхода к развитию брендов является компания The
Body Shop. Страстная приверженность владелицы компании Аниты Роддик к защите
окружающей среды и непринятие идеи тестирования косметических препаратов на
животных были положены в основу позиционирования компании ее брендов. Эта идея
стала концептуальной основой всей деятельности компании и сделала ее продукты
гораздо более значимыми для потребителей, чем просто средства по уходу за
телом. Покупатели приобретали не только хороший шампунь или модный имидж,
своим выбором в пользу товаров The Body Shop они голосовали за этическую
позицию.
В конце 80-х годов начала формализоваться новая концепция бренд-коммуникаций,
которая нашла отражение в работе Дон Шульца и Бет Барнса «Стратегические
бренд-коммуникационные кампании» (Strategic Brand Communication Campaigns). Д.
Шульц и Б. Барнс показали, что эффективное развитие бренда на рынке
обеспечивается не столько рекламой, сколько интеграцией всех маркетинговых составляющих
товара, посредством которых потребители контактируют с брендом — продуктом,
ценой, упаковкой, особенностями продаж, размещением в торговом зале, вниманием
сотрудников компании к потребителям и другими факторами.
Книга явилась первой попыткой применить интегрированный корпоративный
подход к разработке рекламных кампаний и стала своеобразным переходом от
традиционной рекламы к интегрированным маркетинговым коммуникациям и
бренд-коммуникациям. Предложенная Д. Шульцем и Б. Барнсом теория основывалась
на долгосрочном интегрированном формировании коммуникационного процесса между
потребителем, фирмой и брендом.
Современная концепция брендинга
Новая концепция брендинга
основывается на марочном видении бизнеса и развитии капитала брендов. Она
представлена многими течениями научной мысли и отражена в работах Д. Аакера,
Ж. Капферера, Дж. Мерфи, П. Темпорала, Т. Гэда, Д. Алессандро, С. Дэвиса, Я.
Эллвуда и других специалистов.
Сторонники современного подхода к развитию бизнес-моделей, ориентированных
на бренды, рассматривают брендинг как стратегический инструмент формирования
прибыли компании, который стимулирует развитие медиатехнологий и новых моделей
бизнеса с иными подходами к созданию брендов.
|