Burnett, John & Moriarty,
Sandra
Задача правильной оценки процесса обработки полученной
информации является довольно сложной. Поскольку мы не можем проникнуть в
человеческие мысли, то наши взгляды на данную проблему будут основываться на
результатах внешних наблюдений. Существует много теорий, в которых делается
попытка объяснить» как человек обрабатывает воспринимаемую им информацию. На
рисунке показана общая схема последовательности этого процесса, состоящего из
пяти основных этапов.
Контакт
Обработка информации начинается с контакта потребителя с
определенным источником стимуляции, например с просмотра телепередачи,
посещения супермаркета или взгляда, брошенного на рекламный щит из окна
автомобиля. Для инициирования этого процесса специалисты по маркетинговым
коммуникациям должны привлечь внимание потребителя к конкретному стимулу или
сделать его образцом поведения для членов целевой аудитории. Например,
обращения, содержащие для привлечения клиентов торжественные обещания компании
или бесплатные купоны, должны появляться в тех средствах рекламы, которые
может увидеть или услышать потребитель. Поэтому Nike Inc. снимает в своих
рекламных роликах Майкла Джордана, а затем показывает их по 12 раз в течение
субботней трансляции матчей NBA, чтобы таким образом потребители обязательно
смогли увидеть и услышать ее маркетинговое обращение.
Внимание
Одна из самых больших задач для рекламодателей — заставить
потребителя заметить их обращения. Чтобы оказать какое-то воздействие, реклама
должна прорваться сквозь хаотичность окружающей обстановки, недоверие
потребителя и завладеть его положительным вниманием.
Только немногие рекламные материалы действительно читаются
или просматриваются. Потребители часто пробегают глазами тексты и рекламные
объявления в газете, но не уделяют им большого внимания. Менее половины всей
рекламы привлекает к себе внимание, — то есть обдумывается. Возможно,
процентов 20 слегка прочитывается. И только очень незначительное количество
читается внимательно.
Если реклама привлекла внимание аудитории, то затем она
должна создать чувство осведомленности. Осведомленность подразумевает, что
данное сообщение произвело определенное впечатление на зрителя или читателя,
который сможет позднее идентифицировать рекламодателя. Реклама, которая
привлекает внимание, обычно характеризуемся высокой степенью навязчивости,
оригинальностью или уместностью. Уместная реклама способствует возникновению
осведомленности потому, что рекламное объявление создает большую степень
причастности, когда обращается к потребностям и желаниям аудитории. Реклама
может обращаться к нашим желаниям и нуждам при помощи предоставления информации
о таких лично интересующих нас вещах, как работа, увлечения, роль в обществе и
взаимоотношения.
Интерес помогает переключить аудиторию с внимания на
осведомленность. Например, разные товарные категории способны порождать разные
уровни заинтересованности. Обычно продукты питания и вакансии для большинства
людей интереснее, чем чистящие средства для туалета. Отдельные товары
представляют интерес для специфических групп людей. Лысеющий человек может
обратить внимание на рекламу «Rogaine» и не посмотреть на рекламу спрея для
укладки волос. Реклама «Premarin», продукта для женщин в постклимактерический
период, финансируемая движением «Люди за этическое обращение с животными»,
обращена к двум различным аудиториям — женщинам после климакса, которые могут
интересоваться лекарствами, и людям, которые озабочены правами животных. Кроме
«встраивания» в данную тему двух упомянутых групп людей создатели рекламы
подняли уровень интереса к ней за счет использования наглядной пародии на
хорошо известную рекламную кампанию молока, которая использует знаменитостей
с молочными «усами».
Интересное сообщение обычно создается за счет одного из двух
факторов — личной заинтересованности или любопытства. Если сообщение обращается
к такой тематике, которая входит в круг ваших интересов, то такое сообщение
будет обладать персональной уместностью. Большинство людей откликаются также
на вопросы, связанные с общечеловеческими ценностями, — дети, зверюшки,
трагедии и истории успеха. Рекламные объявления, начинающиеся с вопросов или
спорных утверждений, тоже могут создать интерес и вызвать любопытство.
Сила рекламы — во внимании и интересе. Внимание заставляет
обратиться к рекламе. Интерес побуждает читателей или зрителей добраться до
самого конца сообщения, сохраняя в них стремление найти ответы на интересующие
их вопросы. Однако интерес является временным явлением; он легко умирает, если
внимание переключается на что-то другое. Чтобы поддержать интерес к рекламе,
конкретное обращение должно увлечь аудиторию.
Заинтересованность определяет интенсивность
потребительского интереса к продукту, средству передачи информации или
сообщению. Вспомните, что высокая степень заинтересованности означает, что
товар или информация о нем важны и лично уместны, как, например, реклама
автомобилей в тот момент, когда вы собираетесь приобрести новую машину. Низкая
заинтересованность означает, что товар или информация являются относительно не
важными. Реклама для продуктов, к которым проявляется интерес, предоставляет
информацию о них. Наоборот, реклама в отношении не очень важных покупок, таких
как жевательная резинка, зубная паста и туалетная бумага, часто концентрируется
на простых слоганах или запоминающихся образах.
|