Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки.
При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
– по разработке продукции;
– организации;
– управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность
работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства,
творческие качества, инициативность, готовность к учебе).
Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения
(правовые, этические, ценности предпринимательства).
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций.
При этом следует учитывать:
– личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная
позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и
творческий потенциал, уровень образования);
– зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или
новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения,
решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться
индивидуально или в группе, давление сроков);
– организационные условия (степень жесткости оргструктуры,
централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций
принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);
– условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального
обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и
структуры).
Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.
Составляющие успеха организации включают в себя: способность к выживанию,
результативность и эффективность, практическую реализация принятых решений.
Выживание, возможность существовать как можно дольше – первейшая
задача большинства организаций. Это может длиться бесконечно долго, потому что
организации имеют потенциал существовать бесконечно.
Результативность управления – это степень достижения цели управления,
ожидаемого состояния объекта управления. Она определяется значениями выходных
показателей объекта управления, в нашем случае – организации. Эффективность
– результативность экономической деятельности, экономических программ и
мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта,
результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого
результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов
определенной стоимости.
Эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что
можно определить денежную оценку ее входов и выходов. Относительная
эффективность организации называется производительностью.
Производительность выражается в количественных показателях.
Производительность на всех уровнях организации является критически важным
фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях
конкуренции.
Основные показатели эффективности:
1. Доля затрат на управление в сумме общих затрат на производство и
реализацию.
2. Экономическая эффективность управления как отношение прибыли
предприятия к затратам на управление.
3. Отношение численности аппарата управления к численности
производственного персонала.
4. Соотношение линейного и функционального персонала управления.
5. Финансовое положение предприятия (по ликвидности, по
платежеспособности, по эффективности использования активов, по эффективности
использования акционерного капитала, по прибыльности).
Качество работы любых систем, форм и звеньев управления, результативность
принимаемых решений, уровень организации планирования и оперативного
руководства требуют постоянного анализа, поскольку может случиться, что хорошо
работающее предприятие «вдруг» начинает давать сбои, терять покупателей,
испытывать финансовые затруднения и т. д. Причинами этого могут быть:
неэффективное управление, разбалансированность звеньев управления,
некомпетентность управленческого персонала и др.
|