Для понимания рекламы нужно прежде всего разобраться в ее
наиболее существенных функциях. Одним из залогов формирования реального взгляда
на разнообразный рекламный ландшафт может стать постановка вопросов: кто
пользуется рекламой, для охвата каких аудиторий, с помощью каких средств и в
каких целях?
На этом уровне реклама подразделяется на:
от имени производителей,
от имени розничных и оптовых торговцев,
от имени частных лиц,
от имени правительства, общественных институтов и групп.
Рассмотрим эти виды рекламы в следующей таблице:
Кто пользуется рекламой
|
Для охвата каких аудиторий
|
С помощью каких средств рекламы
|
С какой основной целью
|
Производители (в одиночку или коллективно;
общенациональные или региональные) потребительских товаров и/или услуг
|
Индивидуальные потребители
|
Радио, телевидение, журналы, газеты, щиты, прямая почтовая
реклама, реклама на транспорте и т.п.
|
Стимулирование спроса на товар, конкретную марку товара
или услугу
|
Производители (в одиночку или коллективно;
общенациональные или региональные) потребительских товаров и/или услуг для
перепродажи
|
Розничные и оптовые торговцы
|
Торговые журналы и бюллетени, прямая почтовая реклама
|
Стимулирование розничных и оптовых торговцев запасать
и/или пропагандировать товар или услугу для своих клиентов
|
Производители (в одиночку или коллективно;
общенациональные или региональные) товаров и/или услуг для широкого
потребителя и/или специалистов
|
Индивидуальные потребители, правительство, общественные
институты и группы, собственные рабочие и служащие фирмы
|
Потребительские и специализированные печатные издания и
средства вещания
|
Стимулирование благоприятного отношения и возможного
действия со стороны ключевых аудиторий в сфере "паблик рилейшнс"
|
Производители (в одиночку или коллективно;
общенациональные или региональные) товаров и/или услуг для специалистов
|
Другие производители, розничные и оптовые торговцы,
правительство, общественные институты и группы
|
Деловые журналы и бюллетени, прямая почтовая реклама и некоторые
средства рекламы, рассчитанные на широкого потребителя
|
Стимулирование спроса на конкретный товар и/или услугу для
непосредственного использования специалистами и/или рекомендования другим
|
Производители (в одиночку или коллективно;
общенациональные или региональные) товаров и/или услуг для широкого
потребителя и/или специалистов для международного распространения
|
Индивидуальные потребители, розничные торговцы, другие
деловые предприятия, государственные организации, общественные институты и
группы
|
Средства рекламы в зарубежных странах, рассчитанные на
широкого потребителя и специалистов
|
Стимулирование конкретных закупок, оказание влияния на
ключевые аудитории, стимулирование распространения в сфере розничной торговли
|
Розничные торговцы (в одиночку или коллективно) товарами
и/или услугами
|
Индивидуальные потребители
|
Местные газеты, радио, телевидение, журналы, щиты, реклама
на транспорте и прямая почтовая реклама
|
Стимулирование благосклонности к конкретному магазину,
службе или группе розничных торговцев
|
Частные лица
|
Другие частные лица
|
Преимущественно местные газеты (рубричная реклама) и
плакаты, а также кабельное телевидение
|
Стимулирование покупки конкретного товара (товаров) и/или
услуги (услуг)
|
Правительство, общественные институты и группы
|
Индивидуальные потребители, государственные организации,
группы, общества и ассоциации
|
Средства рекламы, рассчитанные на широкого потребителя и
специалистов
|
Стимулирование веры в конкретные мероприятия, попытки
изменить поведение в сторону, желательную для общества, достижение
политических, а также "коммерческих" целей
|
В данной классификации нас интересует реклама от имени
производителей, поэтому остановимся на ней подробнее.
Но реклама от имени производителей имеет множество
разновидностей и со значительной частью ее большинство из нас никогда не
сталкиваются.
Рассмотрим первую разновидность:
Реклама "на индивидуального потребителя"
Некоторые производители пользуются рекламой, чтобы донести
свое обращение до индивидуального потребителя и воздействовать на него в отношении
товаров для личного употребления или товаров домашнего обихода.
Они добиваются нашего внимания и благосклонности с помощью
телевидения, радио, ежедневных и еженедельных газет, потребительских журналов,
а также рекламных щитов, рекламы на транспорте, бесчисленных материалов прямой
почтовой рекламы, каталогов, воздушных шаров и множества других носителей.
Иногда коммерческие интересы производителей заставляют их
объединять усилия, чтобы стимулировать использование их товара или услуги
индивидуальными потребителями.
Реклама "на сферу торговли"
Те же товары, с которыми каждый из нас часто встречается в
рекламе, фигурируют и в так называемой рекламе на сферу торговли, адресованной
розничным и оптовым торговцам. Прибегая к этой разновидности рекламы, производители
добиваются внимания тех, кто в дальнейшем полезен им в реализации их продукции.
Реклама на сферу торговли преследует цель призвать запасать
товар определенной марки и стимулировать его сбыт. С другой стороны, некоторые
производители предлагают свои товары розничному торговцу, чтобы тот продавал их
под маркой магазина. Реклама на сферу торговли - это орудие передачи идей и
условий вышеназванных и многих других вариантов взаимоотношений в цепочке
"производитель-оптовик-розничный торговец".
Не удивительно, что объявления на сферу торговли зачастую
содержат гораздо больше фактической информации, нежели многие объявления,
адресованные индивидуальному потребителю. Заботящиеся о прибыли оптовики и
розничные торговцы часто оценивают деловые альтернативы с
"бухгалтерской" точки зрения и требуют того же самого от адресуемой
им рекламы.
Но производителей все больше интересует и реклама, ставящая
перед собой задачи более общего характера.
Реклама "паблик рилейшнс" (престижная реклама)
На протяжении нескольких последних десятилетий наблюдается
значительный рост внимания производителей к налаживанию отношений с различными
группами общественности. Деятельность по организации общественного мнения
("паблик рилейшнс") многогранна, и ей трудно дать краткое и всеобъемлющее
определение. Вот одно из них: "Паблик рилейшнс" - это искусство и
общественная наука, которая анализирует тенденции развития, предсказывает их
последствия, выдает рекомендации руководителям организаций и служит
руководством по претворению в жизнь планируемых программ, отвечающих интересам
как организации, так и общественности". Увещевательный потенциал рекламы
может стать эффективным орудием коммуникации и содействовать осуществлению
программ по "паблик рилейшнс" самых разных фирм.
Производителям приходится принимать во внимание
многочисленные группы людей, включая акционеров, рабочих, служащих, заказчиков,
потенциальных заказчиков, профессиональных педагогов, законодателей и рядовых
избирателей. Все они, как и многие другие, проявляют интерес к определенным
фирмам и связаны с ними тем или иным образом. Отношение к политике и
практическим действиям конкретных деловых институтов со стороны отдельных
личностей и групп может оказывать заметное влияние на забастовки, снижение
темпов работы, благосклонность потребителей, обучение молодежи, хозяйственное
законодательство.
То, что раньше было принято называть
"корпоративной", т.е. престижной, рекламой, зачастую оказывалось не
более чем славословием в адрес фирмы. Однако в усложнившейся обстановке 80-х
годов реклама "паблик рилейшнс" стала более утонченной и сложной.
Если учесть, к примеру, постоянный общественный интерес к
таким вопросам, как охрана прав потребителей, охрана окружающей Среды или
рациональное природопользование, не приходится удивляться, что производители
стали прибегать к рекламе, чтобы обнародовать свою точку зрения по спорным
вопросам и тем самым попытаться оказать влияние на общественное мнение и законодательство,
и, конечно же, заслужить хорошую репутацию. Они рассказывают нам о системах
производственного контроля за качеством предлагаемых ими товаров или услуг, о
своих усилиях по восстановлению или защите воздушной и водной Среды, о своей
заботе о повторном использовании становящихся дефицитными ресурсов. Делается
все это зачастую с помощью рекламы. Таким образом, задачи, выполняемые рекламой
в сфере "паблик рилейшнс", разнообразны, но цель, как правило, одна -
благоприятно повлиять на одну или множество аудиторий, с которыми фирме
приходится иметь дело в обществе усиливающейся взаимозависимости. Реклама "на специалистов"
Эта разновидность рекламы, с которой мы редко сталкиваемся и
которая преследует иные деловые цели. В данном случае речь идет о производителях,
адресующих свою рекламу другим предприятиям и организациям с двумя основными
целями:
1) чтобы стимулировать закупки ими рекламируемых товаров или
услуг для собственного непосредственного использования;
2) чтобы поощрить их рекомендовать или предписывать
использование товара и/или услуги их клиентами. Такую рекламу мы называем
"рекламой на специалистов", и ее очень много. В обоих случаях
производители адресуют рекламу отдельным лицам в их профессионально-служебной
роли.
Помимо широко используемой прямой почтовой рекламы, каналами
распространения служат тысячи узкоспециализированных изданий, рассчитанных на
охват нужного рынка, потребляющего тот или иной товар, ту или иную услугу.
Большая часть рекламы на специалистов имеет сугубо
технический характер, что отвечает профессиональным интересам и знаниям
соответствующей аудитории.
Кроме того, в зависимости от целей реклама подразделяется
на:
имидж реклама;
стимулирующая реклама;
реклама стабильности.
Имидж-реклама
В основном, это реклама по созданию благоприятного образа
(имиджа) фирмы и товара. Ее основная роль - ознакомить потенциальных
покупателей или пользователей с продукцией (услугой), с назначением продукции,
ее характеристиками, а также с направлениями деятельности, с теми преимуществами,
которые получает покупатель обращаясь к вам.
Вторая роль имидж-рекламы - создать благоприятное
впечатление именно о данном товаре или фирме.
В целом, основное назначение имидж-рекламы - закрепить в
сознании широкого круга людей положительный образ товара или фирмы.
Имидж-реклама, как правило, действует шире других видов
рекламы. Это реклама <впрок>. Она направлена не только на
непосредственных покупателей, а на более широкие слои населения для того, чтобы
при расширении перечня продукции и сферы деятельности фирма или товар уже
вызывали положительные эмоции у покупателей.
Данный вид рекламы предполагает, по возможности часто
финансовой, создание положительного образа товара или фирмы у широких слоев
населения. Такая реклама во многом поможет сгладить неудачи отдельных рекламных
кампаний.
Наиболее эффективны для имидж-рекламы:
рекламные ролики на телевидении (блиц - ролик и ролик);
рекламные щиты;
реклама на транспорте;
реклама в популярных газетах и журналах;
участие в благотворительных акциях (с освещением участия в
прессе, на радио или телевидении).
О проводимых акциях необходимо заранее оповестить
представителей прессы, радио, телевидения.
При планировании мероприятий по имидж-рекламе одновременно
необходимо планировать и мероприятия по Public Relations (ПР).
Как правило, в российской рекламной практике имидж-рекламу
могут позволить себе фирмы с устойчивыми позициями на рынке, а значит, и с
устойчивыми доходами. Это, в основном, касается фирм, занимающихся
производством или реализацией товаров.
Стимулирующая реклама
Направлена, в основном на стимулирование потребностей
покупателей. Ее направленность ограничена, она должна быть адресована
покупателям или пользователям продукции. При этом, однако, неизбежно обращение
к несколько большей аудитории покупателей или пользователей. В большинстве
случаев довольно трудно строго очертить круг потенциальных покупателей или
выявить читаемые только ими издания, но в данном случае такое расширение
аудитории не намеренное, а довольно случайное.
Это самый распространенный вид рекламы. В ней важно
подчеркнуть основные преимущества продукции и услуги, их положительные качества
по сравнению с аналогичными товарами.
Основная задача стимулирующей рекламы - стимулировать
потребность в приобретении Вашего товара или эксплуатации, предлагаемой Вами
услуги.
В рекламном объявлении стимулирующей рекламы небольших и
средних фирм при рекламировании товаров повседневного спроса принято давать и
элементы имидж-рекламы. Так как отдельную имидж-рекламу такие фирмы, как
правило, просто не могут себе позволить.
Целевая имидж-реклама характерна для крупных фирм при
проведении крупных рекламных кампаний.
В рекламе недопустимы негативные высказывания в адрес
фирм-конкурентов и их товаров.
Во-первых, нехорошо с чисто этической точки зрения, причем
во многих странах эта норма регламентирована законом. Во-вторых, это как
правило, идет на пользу конкурентам, они получают дополнительную рекламу, и
может случиться так, что их товар запомнится лучше чем ваш. В-третьих, чисто
психологически такой метод вызывает у покупателя сомнение в качестве
рекламируемого товара.
Помните, что стимулирующая реклама является также и
составной частью имидж-рекламы.
Несколько рекламных объявлений также создают у покупателя
определенный образ фирмы. Это может быть не образ вашей фирмы в целом, но образ
того направления, который вы в данный момент представляете. Однако, планируя
рекламные мероприятия, не забывайте о целостности образа фирмы. В этом может
существенно помочь фирменный стиль, а также планирование рекламной кампании, а
не отдельных мероприятий.
Наиболее эффективна реклама:
повторяющаяся в газетах и журналах (в тех, которые читают
ваши основные покупатели или партнеры <рекламный кубик>);
прямая почтовая рассылка;
реклама по радио;
участие в выставках;
теле-реклама (эффективна, но ее высокая стоимость может
поглотить прибыль).
К российским особенностям стимулирующей рекламы можно
отнести то, что реклама товаров в общем объеме рекламы занимает довольно
незначительное место. В основном это реклама фирм. Прежде всего это потому, что
у нас очень мало отечественных товаров, конкуренция между которыми практически
отсутствует. Очевидно, что при таком положении дел описание достоинств товара,
борьба за покупателя путем наилучшего информирования его о качествах товара
становятся необязательными. Главная задача - довести информацию о фирме и
предлагаемом товаре до возможно большего количества покупателей.
Реклама стабильности
Даже при налаженном сбыте товаров и услуг и при полном
<портфеле заказов> (другими словами, при наличии определенной суммы
представлений о товаре или фирме у покупателей и партнеров) необходимо время от
времени закреплять рекламой достигнутые результаты.
Наиболее эффективна реклама:
скрытая реклама в виде статей о вашей деятельности и
товарах;
участие в выставках;
прямая почтовая рассылка постоянным партнерам проспекта
(отчета) о вашей годовой деятельности. Или проспекта, приуроченного к годовщине
образования фирмы.
Еще до выпуска продукта, товара, услуги на рынок
целесообразно провести предварительную рекламную кампанию, извещая, что с
такого-то числа ваша фирма выпускает на рынок новый товар. Сроки
предварительной рекламы могут быть различными: от двух месяцев до недели - в
зависимости от размаха рекламной кампании, что напрямую связано с объемом
вашего производства и размером ожидаемой прибыли, а также с назначением товара.
|