D.E. Schultz
& B.E.Barnes
Модель убеждения покупателя (Elaboration Likelihood Model – ELM) Петти
и Качьоппо представлена на рисунке. Она очерчивает два пути убеждения –
центральный и периферический. Центральный путь предполагает серьезное внимание
к сообщениям бренд-коммуникаций и обязательную оценку этих сообщений.
Получатель сообщения (покупатель) тщательно взвешивает заявления, сделанные в
рекламе, в уверениях продавца, расхваливающего товар, или в любой другой форме
коммуникаций бренда, и делает сознательное суждение, верить ли информации,
содержащейся в этом сообщении.
Периферийный путь – это бессознательная обработка
сообщения. В данном случае получатель обращает мало внимания на аргументы в
сообщении как таковом, но может принять к сведению другие сигналы, скажем,
насколько источник сообщения внушает доверие или известен ему.
Каким путем последует восприятие в конкретной
ситуации? Как утверждают Петти и Качьоппо, чтобы ответить на этот вопрос,
следует учитывать два фактора, играющих ключевую роль. Чтобы получатель
сообщения последовал центральным путем, этот получатель должен: а) иметь мотив
для восприятия сообщения; б) обладать мыслительными способностями для
восприятия этого сообщения. Побудительный аспект имеет отношение к идее
вовлеченности, рассмотренной выше. Возможно, рекламодателя беспокоит, что если
покупатель пойдет по центральному пути, то это увеличит риск, что он не
согласится с рекламным сообщением или усомнится в нем. Но если в результате
центральной обработки информации покупатель все-таки изменит отношение к
бренду, это изменение почти наверняка будет влиять на его поведение сильнее,
чем любое изменение из-за информации, воспринятой периферийным путем.
|