Мотивация и обучение
играют заметную роль в образовании третьей составляющей психологического фона,
на котором формируется поведение потребителей, а именно потребительского
отношения.
Отношение представляет собой сложившееся убеждение (как
благоприятное, так и неблагоприятное) относительно идеи, человека, вещи или
ситуации. Таким образом, отношение к торговой марке проявляется в виде
тенденций ее благоприятной или неблагоприятной оценки. В основе каждого
отношения лежат три компонента когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Для
формирования прочного отношения все три компонента должны быть полностью
согласованы между собой.
Когнитивный компонент включает в себя знания и убеждения
относительно объекта, к которому вырабатывается отношение. Например, вы можете
верить в то, что Shell Oil является крупнейшим
производителем бензина, агрессивным по отношению к конкурентам и в то же время
обладающим высокой социальной ответственностью. Каждое из этих убеждений
отражает ваши знания об особенностях этой компании. Вся же совокупность ваших
убеждений относительно Shell Oil образует когнитивную
составляющую вашего отношения к ней.
Если вы скажете, что
ненавидите Shell Oil или же что ее бензин является самым лучшим, то таким
образом проявите эмоциональный аспект вашего отношения к этой компании.
Чувства, испытываемые к объекту, образуют
эмоциональный компонент отношения.
Действия, осуществляемые
по отношению к объекту, образуют
поведенческий компонент отношения. Покупка товара, рекомендация компании
вашим друзьям или требование дополнительной информации являются примерами
поведенческой составляющей отношения. Обычно поведение направлено на весь
объект в целом и поэтому вряд ли может считаться просто специфической формой
отношения к нему.
Во многом любая
маркетинговая стратегия основывается на идее о том, что когнитивная,
эмоциональная и поведенческая составляющие отношения стремятся к достижению
взаимной согласованности. Таким образом, если компания, подобная Intel, сможет изменить когнитивный компонент отношения
потребителей — то есть изменить их убеждения относительно себя, то чувства и
поступки людей в отношении этой компании также могут измениться.
Однако это предположение может оказаться более справедливым при принятии одних
решений и менее справедливым — при принятии других. Сама ситуация или
отношение к ней потребителя играют важную роль в том, насколько точно по
отношениям можно предсказать поведение. Предположим, к примеру, что потребителю
нравится толстая хрустящая пицца, но не нравится то, что в ресторане, где она
подается, разрешается курить. Независимо от положительных чувств потребителя,
относящихся к пицце, обстановка в таком ресторане может помешать ему прийти
туда и заказать любимое блюдо.
Многие потребители крайне
негативно относятся к врачам или адвокатам, рекламирующим свои услуги. Если
значительный сегмент целевого рынка этих врачей или адвокатов будет разделять
подобное отношение, то тогда этим специалистам придется отказаться от рекламы и
распространять свои маркетинговые коммуникационные обращения по другим
каналам.
Воздействие на отношение
Насколько же легко можно
добиться изменения отношения? Ответ на этот вопрос зависит от двух
характеристик отношения центральности
и интенсивности. Центральность отношения определяется степенью его привязанности к
ценностям. Обратите внимание на то, что, хотя личные ценности и влияют на
отношение, между двумя этими понятиями существует важное различие Ценности
никак не связаны с конкретной ситуацией или предметом; они представляют собой
общие положения, определяющие наше поведение и влияющие на наши убеждения и
отношения к чему-либо. У людей имеется множество убеждений, несколько меньше
отношений и сравнительно ограниченное число ценностей. Чем сильнее связь между
отношением и личными ценностями, тем выше будет центральность отношения.
Например, для человека,
придающего большую ценность проблемам бережливости, социальной ответственности
и экологии, благоприятное отношение к упаковке товаров, предусматривающей ее
повторную переработку, будет обладать высокой центральностью. Если центральность
отношения окажется высокой, то ее изменение может породить рассогласование
между отношением и личными ценностями. Поэтому не случайно результаты многих
исследований указывают на то, что чем выше центральность отношения, тем труднее
добиться его изменения.
Интенсивность зависит от особенностей эмоционального компонента
отношения. Чем сильнее чувства человека к объекту, тем выше интенсивность его
отношения. Интенсивное отношение с трудом поддается изменению. В результате
многие маркетинговые усилия обычно направляются на создание постепенных незначительных
изменений в отношении — от негативного к нейтральному, от нейтрального к
позитивному, от позитивного к более благоприятному Человека, имеющего резко
негативное отношение к какому-либо товару или идее, лучше всего вообще не
рассматривать в качестве члена целевой аудитории.
|