D.E. Schultz
& B.E.Barnes
Социально-культурная
среда отражает совокупность факторов, находящихся вне личного мира
индивидуума. Как показано на рисунке, четырьмя основными из них являются культура (а также имеющаяся субкультура),
демографические показатели, социальный класс и группы влияния.
Социально-культурная
среда обладает определенной динамичностью. По мере изменения культурного
уровня, демографических показателей, общественного положения и семейных
ценностей потребителей их реакция на товары и программы маркетинговых
коммуникаций также изменяется. Компания Levi Strauss осознала эти изменения и приняла решение ответить на
них должным образом, чтобы сохранить лидирующую позицию в бизнесе. «Вы
изменяетесь, когда потребители говорят вам, что вы должны измениться», — так
охарактеризовал этот процесс вице-президент компании Томас Карстен.
Менеджеры по маркетинговым коммуникациям должны постоянно отслеживать
существующие и возникающие социально-культурные тенденции, чтобы понять, как
потребители принимают свои решения. Мы начнем наше знакомство с
социально-культурной средой с рассмотрения наиболее общих факторов, а именно
культур и субкультур.
Культуры и
субкультуры
Все мы живем в тех или
иных культурных условиях, которые влияют на наше поведение, включая и поведение
в качестве потребителей. Культура
представляет собой совокупность усвоенных убеждений, ценностей и привычек,
которые регулируют поведение членов определенного сообщества. Благодаря
культуре мы получаем представление о возможностях регулирования экологических,
биологических, психологических и исторических аспектов нашей внешней среды.
Убеждения и ценности
определяют наше поведение, а обычаи отражают стандартные способы действий. Убеждение представляет собой мнение индивидуума,
выработанное на основе его знаний и оценок.
Ценности являются общими положениями, определяющими поведение людей и
влияющими на их взгляды и предпочтения (например: «честность — лучшая
политика»). Система ценностей помогает людям осуществлять выбор возможного
варианта действий в их повседневной жизни. Обычаи являются общепринятыми с точки зрения той или иной культуры
формами поведения людей в конкретных ситуациях. Обычаи могут существенно
разниться в пределах страны, региона или даже отдельной семьи. Например, в арабских
странах запрещено заниматься ростовщичеством, поэтому там существуют
специальные исламские банки, открывающие три типа счетов: без начисления процентов,
депозиты с распределением процентного дохода и счета фонда социальных услуг. В
США принято подавать на стол индейку в День Благодарения, однако в этот
праздник меню каждой американской семьи может зависеть от ее собственных
обычаев.
Ценности и повеление потребителей
Культурные ценности
оказывают влияние на поведение потребителей. Поскольку более экономичным с
точки зрения затрат времени и средств представляется сбор информации об общих
культурных, а не отдельных личных ценностях, то именно культурные ценности
становятся объектом самого пристального внимания деятелей рынка. Маркетологи
внимательно изучают процессы трансформации культурных ценностей и стараются
максимально учитывать их в своей деятельности. Например, владельцы всех
телевизионных кабельных каналов обязательно анализируют склонность населения
тратить больше времени на просмотр телевизионных программ и пытаются выяснить,
связана ли эта тенденция с расширением зрительского выбора.
Доминирующие ценности
называются также базовыми ценностями;
обычно они влияют на менталитет общества и в то же время являются его отражением.
Например, если культура ставит чувство принадлежности к какому либо сообществу
или возможность дружеского общения выше эффективности, то в такой культурной
среде лишь немногие люди захотят пользоваться банкоматами. Что же
сейчас в действительности имеет значение для американцев? Очевидно, что
выражение «Протестантизм создает этику» уже не может описывать всю систему их
ценностей. Как показано в таблице, для американцев существуют несколько
базовых ценностей и каждая из них влияет на поведение потребителей и
маркетинговые коммуникации.
Обзор американских базовых ценностей
Ценность
|
Основные характеристики
|
|
Достижение успеха
|
Упорный труд — высшая
добродетель; упорный труд создает основу для будущего успеха
|
Служит в качестве оправдания
стремления к приобретению материальных благ («Ты это заслужил»)
|
Активность
|
Озабоченность делами
естественна и полезна
|
Стимулирует интерес к товарам,
позволяющим экономить время, повышает эффективность использования свободного
времени
|
Эффективность и практичность
|
Восхищение вещами, помогающими
решать житейские проблемы
|
Стимулирует покупки эффективно
работающих и сберегающих время товаров
|
Прогресс
|
Люди могут успешно заниматься
самосовершенствованием; завтра будет лучше, чем сегодня
|
Стимулирует желание приобретать
товары, способные выполнять неудовлетворенные желания;одобрительное отношение
к товарам, представляемым в качестве «новых» или «улучшенных»
|
Материальный комфорт
|
«Удобство жизни»
|
Формирует благоприятное
отношение к товарам, создающим дополнительные удобства, а также к предметам
роскоши
|
Индивидуализм
|
Превыше всего ставить
собственные интересы (самоуверенность, самоуважение, эгоизм)
|
Поощряет склонность к товарам,
изготовленным по индивидуальному заказу, и прочим уникальным изделиям,
позволяющим человеку «выразить собственную неповторимость»
|
Свобода
|
Свобода выбора
|
Стимулирует заинтересованность
в широком ассортименте товаров и существовании различных модификаций одних и
тех же изделий
|
Внешнее соответствие
|
Стремление внешне не выделяться
своим поведением; желание быть воспринятым обществом в качестве «своего»
|
Поощряет интерес к товарам,
приобретаемым другими членами данной социальной группы
|
Филантропизм
|
Забота о ближних, в особенности
о неудачниках
|
Стимулирует расположенность к
фирмам, ведущим конкурентную борьбу с явными лидерами рынка
|
Желание выглядеть молодым
|
Стремление быть молодым душой
и телом
|
Поощряет интерес к товарам,
создающим иллюзию сохранения молодости
|
Здоровье и физическая
пригодность
|
Забота о своем организме,
включая поддержание здоровья и необходимых физических параметров
|
Стимулирует интерес к продуктам
и товарам, благоприятно сказывающимся на здоровье
|
Вторичные ценности существуют в каждой культуре. Они не обладают
такой же устойчивостью к внешним воздействиям и поэтому могут изменяться под
влиянием маркетинговых коммуникаций. Кроме того, вторичные ценности могут
разделяться одними группами людей и полностью отвергаться другими. Эти
ценности образуют фундамент субкультуры.
Субкультуры
Естественная эволюция,
происходящая в любой культуре, создает условия для возникновения субкультур.
Базовые ценности, в отличие от вторичных пронизывают всю культуру общества в
целом. Субкультура представляет
собой группу людей, разделяющих определенный набор вторичных ценностей.
Примерами таких групп могут быть Поколение Х и участники движений в защиту
окружающей среды. На принадлежность человека к той или иной субкультуре могут
влиять разные обстоятельства. Пятью важнейшими факторами, способными создавать
субкультуры, являются следующие:
• Материальная культура. Люди, имеющие примерно одинаковые доходы,
могут образовать собственную субкультуру. Примерами таких субкультур являются
малоимущие, богатые и так называемый средний класс «белых воротничков».
• Социальные институты. Люди, действующие в рамках, установленных социальными
институтами, также создают субкультуры. В качестве примера можно назвать
институты семьи и брака, систему социального обеспечения пожилых людей, армию и
пр.
• Системы убеждений. Люди, разделяющие определенные убеждения, в
частности религиозные или политические, образуют особые субкультуры. Например,
члены секты меннонитов никогда не используют некоторые виды товаров, включая
электроприборы и автомобили. И в политике множество особенностей поведения
человека связаны с тем, является ли он демократом, республиканцем, социалистом
или вообще не принадлежит ни к одной из партий.
• Эстетические воззрения. Люди искусства часто образуют собственную
субкультуру на основе своих общих интересов в сфере музыки, живописи, танца,
драматического театра или фольклора.
• Язык. Люди, говорящие на близких диалектах и имеющие сходное
произношение и словарный запас, также могут создавать свою субкультуру. Типичными
примерами подобных групп являются южане и северяне.
|