Василий Калабин, специально для Vласти
Рынок Интернет-рекламы
демонстрирует быстрое развитие. Однако самая активная фаза роста наступит
позднее, когда рекламодатели начнут увереннее ориентироваться в новой среде.
Интернет-реклама –
инструмент давно и с успехом используемый во многих странах, в Казахстане пока
серьезно уступает по популярности другим каналам распространения информации.
Однако, по мере того, как растет проникновение Интернета, увеличивается и
интерес со стороны рекламодателей к продвижению в глобальной сети. Крупные
казахстанские компании уже создают специальные департаменты и отделы для работы
в Интернет, а маркетологи и эксперты, опрошенные Vластью, сходятся во
мнении, что у Интернет-рекламы в Казахстане большое будущее.
Рынок Интернет-рекламы пока
анализируется слабо и точной статистики, необходимой для рекламодателей, здесь
пока нет. По различным экспертным оценкам, казахстанский рынок интернет-услуг,
включая размещение рекламы на российских площадках, за 2011 год составил
порядка 6-7 млн долларов, увеличившись за год на 40-50%. При этом, валовая
масса этих денег идет на прямое размещение, в т.ч. баннеры. Специалисты
затрудняются сказать, сколько денег компании тратят для продвижения в
социальных сетях.
В России по итогам 2011 году
интернет-реклама впервые обогнала по объемам печатные СМИ и вышла на второе
место после телевидения. При этом объем рынка увеличился на 56%. Для сравнения:
реклама на телевидении выросла на 18%, а печатные СМИ только на 6%. Подобные
тренды, по мнению экспертов, будут наблюдаться и в Казахстане. Например, в
Яндекс, уже несколько лет работающем на казахстанском рынке, отмечают тенденцию
перераспределения рекламных бюджетов в Казахстане в пользу Интернета. «Как
правило, те, кто уже начал рекламироваться в Интернете, со временем лишь
увеличивают вложения в такую рекламу и стараются выделяться на фоне
конкурентов, используя различные форматы интернет-рекламы», - отмечают в компании.
«С точки зрения перспектив
можно посмотреть на соседей. В России 15-20% рекламных бюджетов приходятся на
Интернет, в Казахстане пока только 3%. Но из этого видно, что есть существенный
потенциал роста», - говорит Василий Ульянов, один из основателей и
руководителей самого посещаемого портала казахстанского сегмента интернета
Nur.kz.
Все в Интернет
«Потенциал роста рынка
интернет-рекламы в Казахстане огромен, поскольку до сих пор это направление
можно отнести к развивающимся, – говорит генеральный директор интернет-компании
PROFIT Online Александр Васильев. - Да, уже многие компании используют
Интернет для продвижения своих товаров и услуг, но большинство пока только
присматривается, либо делает первые осторожные шаги в интернет-рекламе. Тем
временем, по оценкам нашей компании, уровень интернет-проникновения в
Казахстане формально достиг уже 70%. Реальную месячную аудиторию мы оцениваем
примерно в 7,5 млн человек, а ядро (те, кто выходит в Интернет несколько раз в
неделю) - в 2,5 млн пользователей. Это серьезные показатели - большая
аудитория. А, учитывая, что рекламодатель всегда идет за аудиторией, рынок
интернет-рекламы в ближайшие годы будет расти минимум на 30% в год. Кроме того,
есть показатели более развитых рынков, например, соотношение между рекламными
бюджетами и количеством пользователей. Так, если брать мировой рынок
интернет-рекламы, то, согласно исследованиям, на одного пользователя приходится
в среднем 49 долларов рекламных денег. В Казахстане этот показатель сегодня
находится на уровне 1 доллара на 1 пользователя. Рано или поздно рынок
интернет-рекламы вырастет минимум в 50 раз».
Директор сейлз-хаус «Digital
Age» Сабир Букейханов уверен, что рынок рекламы в Интернет в
среднесрочной перспективе может обогнать радио и печатную прессу (как это уже
произошло в России), в долгосрочной перспективе - наружную рекламу, но
телевидение в обозримом будущем - нет.
Среди основных драйверов
рынка он называет: рост Интернет аудитории, и отток аудитории традиционных СМИ
(имеющей устойчивую привычку потребления контента по старинке). Интернет
ресурсы в частности, выигрывают в оперативности, качестве и функциональности
доставки и потребления информации, у них меньше издержек на трансляцию и
распространение. Росту аудитории немало способствует удешевление и дальнейшее
проникновение мобильного Интернета, которое стало возможным с появлением
мобильной связи третьего поколения. И развитие новых стандартов связи еще
больше усилит этот тренд.
Сабир Букейханов, говоря о
традиционных СМИ, отмечает относительную и абсолютную дороговизну рекламы в
данных медиа, при этом низкую прозрачность и низкую эффективность размещения
рекламы. Интернет-рекламу, по словам эксперта, отличает эффективность, гибкость
и кастомизированность под бизнес-задачи клиентов (особенно в случае контекстной
рекламы). А также абсолютное доминирование в плане возможности таргетирования
рекламы (пол, возраст, поведение, предпочтения и многое другое), селективность
такой рекламы и оперативность в управлении. Здесь можно очень узко выбирать целевую
группу и отправлять сообщение непосредственно этой группе.
В качестве драйвера роста
также можно привести интеграцию Интернета с традиционными средствами
распространения оффлайн-контента.
«Например, основными
«фишками» последних телевизоров являются их интернет-возможности, - говорит
Букейханов - автопроизводители интегрируют в салоны средства навигации Интернет
(ранее салон машины был традиционным потреблением радио-контента),
мультимедийные решения, HoReCa, аэропорты и прочие места скопления людей
массового внедряют бесплатный wi-fi (ранее там читали газеты), замена книг
планшетами, интеграция по умолчанию во все новые гаджеты приложений популярных
соцсетей и т.д. Это равносильно тому, как если бы с каждым телевизором,
планшетом или телефоном продавалась годовая подписка на журнал доступная тут
же».
Многие казахстанские крупные
торговые сети также спешат выйти в интернет и создают свои магазины.
Наблюдается также рост транзакционных сервисов для онлайн платежей и управления
собственными средствами. «Бизнес начинает относиться к сайтам не просто как к
имиджевой составляющей, а как к полноценному бизнес-юниту, способному двигать
продажи с минимальными издержками и максимальным удобством для потребителя» -
убежден Сабир Букейханов. Появляется новый бизнес, рассчитанный исключительно
на Интернет среду.
Как отмечают эксперты, рынок
также подталкивает элементарная шумиха вокруг этого инструмента.
В контексте
Рынок Интернет-рекламы,
традиционно поделенный на два основных сегмента: контекстную и медийную
рекламу, в Казахстане в основном представлен первой. «Поскольку баннерная
реклама появилась раньше, то этот инструмент лучше освоен, на него приходится
около 85% рынка, – рассказывает Александр Васильев. - Однако контекстная
реклама быстро набирает обороты, поскольку позволяет эффективно рекламироваться
в Интернете небольшим компаниям, не имеющим значительных бюджетов».
Контекстная реклама заняла
более 65% рынка интернет-рекламы России в прошлом году. В Яндекс отмечают, что
главная причина такого интереса – более высокая доступность контекстной рекламы
относительно медийной. Провести кампанию с помощью контекста может
организация практически с любым бюджетом на маркетинг, тогда как ценовой «порог
входа» для использования медийных средств выше и по плечу не каждому. Так что
этот вид рекламы в Интернет вполне может стать основным в будущем.
Почему они делают это?
Василий Ульянов отмечает,
что первыми интерес к Интернет-рекламе проявляют иностранные компании, например
мобильные операторы. Причем они используют не только баннеры, но также
продвижение в социальных сетях, различные PR инструменты, то есть работают по
всем направления. Они понимают потенциал этого ресурса. В развитых странах,
Интернет выступает мультипликатором и для другой рекламной деятельности
(например, ТВ-роликов), способствуя расширению охвата. Местные компании с этим
инструментом работают заметно меньше. Они пока только созревают для работ в Интернете.
Однако крупнейшие
рекламодатели уже зачастую используют Интернет-возможности в той или иной мере,
и, как правило, заявляют, что будут существенно расширять использование этого
инструмента.
«Если считать, что в 2012
году каждый второй житель Казахстана будет иметь регулярный выход в мировую
паутину, Интернет становится очень важным по охвату каналом коммуникации, -
отмечает в разговоре с Vластью управляющий директор АО «Kaspi Bank» Лариса
Пак. - Однако миграция рекламодателей в Интернет будет происходить далеко
не сразу. Интернет имеет своеобразный фильтр по возрасту, в большой степени
работает на сегмент людей в возрасте 25-44 лет, охват работников офисов. Но, с
другой стороны, Интернет обеспечивает высокую частоту контакта и вовлеченности
человека. Текущий тренд таков, что бюджеты растут медленно, а рынок быстро.
Рекламодатели, которые уже присутствуют в Интернете – увеличивают бюджеты».
Kaspi Bank уже использует
интернет ресурсы в течение года для продвижения разных продуктов и сервисов. В
банке отмечают, что стоимость контакта в Интернете в разы меньше по сравнению с
традиционными каналами коммуникации. «Совсем скоро Kaspi Bank планирует
запустить розничный Интернет сервис – это больше чем интернет-банкинг, это
целое интернет-отделение, и нам интересен не рынок существующих 300 тысяч
пользователей «домашнего банка», а 2 миллиона наших клиентов, которые будут
пользоваться удобными услугами, разработанными специально для
Интернет-отделения. Интернет позволяет нам создать 360 градусов коммуникаций с
клиентами», - говорит Лариса Пак. В своем твиттер-аккаунте она написала, что
после того, как этот сервис будет внедрен, многим банкам придется полностью
пересмотреть свой подход к сервису в Интернет.
Но таких компаний
относительно не много. Зачастую бизнес пока смотрит с осторожностью на этот
способ продвижения и только учится с ним работать и раскрывать его потенциал.
«В Казахстане еще мало специалистов-маркетологов, которые могут работать с этим
инструментом, – отмечает Василий Ульянов. - Но и заказчики пока не научились
использовать Интернет-рекламу. Мало кто может грамотно поставить задачу, а тем
более оценить результат». Эксперт считает, что в этом году сильного роста
интернет-рекламы не произойдет.
«Я думаю, рынок вырастет на
30-40%. Сейчас некоторые маркетинговые компании собираются проводить
соответствующие исследования по рынку, – говорит Ульянов. - В следующем году,
когда такие исследования уже появятся и рекламодатели начнут лучше понимать, с
чем имеют дело, рост может быть гораздо более сильным». Digital Age дает
похожий прогноз. Здесь считают, что рынок в 2012 году достигнет планки в 10-11
млн долларов.
|