Алексей Глазков
«Если ты называешь это посохом, то ты утверждаешь.
Если говоришь, что это не посох, ты отрицаешь.
Но вне утверждения и отрицания – что все-таки это такое?»
Древний дзэновский коан
Еще Лао-цзы говорил 2500 лет назад: «Путь, о котором можно говорить, —
это не тот путь, который можно пройти». Мы все знаем это (или думаем, что
знаем), но все равно забываем, что по сути, не только звучание слова «вода» и
пятна на мониторе не равняются восприятию воды – даже сама наша ИДЕЯ воды
никогда не содержала и не будет содержать всех возможных способов ее
восприятия. Химическая формула H2O, конечно, передает нам информацию об
молекулярной структуре; но она НЕ передает (и даже не пытается передать)
разницу между стаканом воды, выпитым в жаркий день, и океанским штормом,
обрушивающим тонны бурной воды на рыбацкую деревушку. Ничего не говорит она и о
роли воды в жизни золотой рыбки, которая не может прожить без воды больше двух
минут, и о человеке, который способен существовать без воды около недели, и о
многих других вещах…
Ну как, теперь вы «уверены», что «знаете», чем «на самом деле» являются
вода, тушеная говядина и посох из дзенского коана?
Моделирование реальности
Слова не равняются в пространстве-времени тем вещам, к которым они
относятся. Но люди все равно относятся к различиям между словами так ревностно,
словно речь идет о различиях между РЕАЛЬНЫМИ вещами или событиями.
Почему так происходит?
1. Генетика. Так уж получилось, что наша ДНК произошла от ДНК
приматов. У нас, в принципе, та же анатомия, та же нервная система, почти такие
же органы чувств. Но собаки, кошки, змеи, и многие другие животные видят и
ощущают не так же, как приматы. И тем не менее, мы отказываем их «модели мира»
в адекватности и считаем свою «карту реальности» более реальной.
Мы живем в «человеческом» мире, постоянно забывая о том, что любой пудель
имеет столько же прав считать свое мировосприятие «правильным», сколько и любой
человек. Вера в то, что мы знаем, что «правильно», кажется в этой связи столь
же наивной, как и вера в то, что линейка показывает больше «реальности», чем
вольтметр, или в то, что «моя религия лучше, чем твоя». Нейрогенетический
шовинизм научно не более обоснован, чем национальный или половой шовинизм.
2. Импринты. Импринты связывают нейроны в рефлексные сети, и
похоже, на всю жизнь. В отношении к использованию языка – от того, как и когда
мы его импринтируем, зависит наша пожизненная «запрограммированность» на «ум»
(словесную ловкость) или «тупость» (словесную неуклюжесть). Поскольку общение представляет
собой жонглирование полувербальными образами, от уровня овладения речью в
значительной степени зависит наша способность обрабатывать информацию,
разрешать проблемы и т.д.
Когда человек входит в комнату, то, что он там воспримет, никогда не будет
зависеть только от его генетической приматной нейрологии. В зависимости от
импринтов он может «видеть» вещи с точки зрения «умного» гетеросексуального
«доминанта», с точки зрения «тупого» гомосексуального «доминанта», с точки
зрения «тупого» гетеросексуального «подхалима», с точки зрения «умного»
целомудренного «подхалима»… сочетаний может быть очень много, и все они зависят
от того, какие модели поведения были импринтированы им в детстве.
3. Привыкание и обучение. В отличие от импринтирования, они требуют
многократных повторений одного и того же переживания, мотивированных усилий для
осуществления этих повторений, и при этом не устанавливаются навсегда. Но тем
не менее, привычки и обучение, похоже, играют достаточно важную роль в
человеческом восприятии и формировании убеждений – хотя и менее важную, чем
генетика и импринтирование.
Кстати, похоже, именно благодаря научению мы, люди, сильнее отличаемся друг
от друга, чем представители любого другого вида млекопитающих. Благодаря
развитым коре и лобным долям нашего головного мозга, а также тому, что детство
у нас длится очень долго (что позволяет нам получать значительно больше
импринтов), наши «туннели реальности» разнятся не просто от вида к виду, а даже
от особи к особи. Удивительно ли поэтому, что мы способны изучить, какие мотивы
двигают целой колонией насекомых или стадом овец, но абсолютно неспособны
предсказать, что завтра будет делать наш сосед по комнате – если только он сам
не скажет нам об этом?
Быть и являться
В 1933 году в «Науке и здравомыслии» Альфред Кожибский предложил исключить
из языка «идентификационный» глагол «являться». В 1949 году Дэвид Борланд
предложил вообще запретить все формы слов «быть» и «являться», что привело бы к
появлению нового языка, в котором совершенно отсутствовала бы
«идентификационность». Этот предполагаемый язык Борланд назвал «язык-прим».
Мало кто из ученых решился перейти на язык-прим, хотя Борланд в своей
последней статье рассказывал о нескольких случаях, когда научные доклады,
неудовлетворительные для членов исследовательского коллектива, неожиданно
обретали смысл и становились приемлемыми, как только их переписывали на
языке-прим. Также любопытно, что большинство физиков по большей части пишет
свои работы на языке-прим, благодаря влиянию философии «операционализма»,
требующей четко определять вещи выполняемыми операциями. Видимо, отход от
операционализма приводит к появления того параноидального мышления, которое
широко распространено во всех слоях нашего общества и всегда возникает, когда в
наши понятия вкрадывается коварное «является».
Причина, по которой предложено использовать язык-прим, очень проста:
«идентификационность» загоняет мозг в средневековые аристотелевские рамки и
делает невозможным понимание современных проблем и возможностей. Если
избавиться от «идентификационности» и стараться мыслить в рамках
операционализма и экзистенциализма, это устранит огромную часть современных
проблем. Только сравните предложения, записанные на стандартном языке и на
языке-прим:
Стандартный язык
|
Язык-прим
|
1. Фотон является волной
|
1. Фотон ведет себя как волна, если сдерживать его при
помощи определенных инструментов
|
2. Фотон является частицей
|
2. Фотон ведет себя как частица, если сдерживать его при
помощи других инструментов
|
3. Джон – вечно недовольный брюзга
|
3. Джон выглядит недовольным и брюзгливым, когда я вижу
его в офисе
|
4. Джон – яркий, веселый человек
|
4. Джон выглядит ярким, веселым человеком, когда я
встречаю его по выходным на пляже
|
5. Этого человека сбил синий «форд»
|
5. Мне кажется, что я вспоминаю машину, сбившую этого
человека, как синий «форд»
|
6. Это фашистская идея
|
6. Для меня это кажется фашистской идеей
|
7. Бетховен лучше Моцарта
|
7. При моем нынешнем уровне музыкального образования
Бетховен кажется мне лучше Моцарта
|
8. «Любовник леди Чаттерлей» – порнографический роман
|
8. «Любовник леди Чаттерлей» мне кажется порнографическим
романом
|
9. Трава зеленая
|
9. Трава воспринимается как зеленая глазами большей части
людей
|
10. Первый человек пырнул второго человека ножом
|
10. Мне кажется, я видел, как первый человек пырнул
второго чем-то похожим на нож
|
Видите, что происходит, когда мы используем определения из второй половины
таблицы? Устраняются фундаментальные противоречия и проблемы понимания. К
примеру, «взаимоисключающие» утверждения «фотон – это волна» и «фотон – это
частица», вызывающие споры между квантовыми физиками на протяжении уже двух
веков, будучи переведенными на язык-прим, не содержат НИКАКОГО противоречия,
никакого «парадокса» и никакой «непостижимости» вселенной. А ведь мы просто
наложили некоторые ограничения на разговор о том, что «на самом деле»
происходит в пространстве-времени – в то время как «стандартный» язык позволяет
нам свободно рассуждать о даже том, что в пространстве-времени никогда не
наблюдается. Например, о «сущности» фотона.
Слабость «идентификационных» утверждений заключается в том, что они мысленно
приписывают любому «объекту» некую внутреннюю «вещность». В результате, часто
мы слишком концентрируемся на тех свойствах вещей и явлений, которые не
являются ни определяющими, ни даже сколь-либо существенными. И, принимая эту
схему рассуждений, вскоре становится очевидным, что «сущностью» любых явлений
может «стать» все что угодно: Случай, Бог, Дъявол, Летающий Макаронный Монстр…
Мы даже не заметим, как ушли от реальности и вошли в сферы теологии, создавая
свои собственные «туннели» и собственные миры.
***
Поведение зависит от способа мышления. Мышление зависит от восприятия мира.
Восприятие зависит от жонглирования образами, которые замещают в нашей модели
реальности реальные вещи и явления. Именно поэтому, когда «говядина» перестает
восприниматься сознанием как часть мяса недавно убитого животного, становясь
отдельной сущностью, а «посох» приобретает метафизический смысл, из простого
куска древесины превращаясь в мысленный парадокс, язык начинает определять наше
мышление и образ действий – и «туннель реальности» сворачивает куда-то не туда.
Мыслите ясно. С уважением, Алексей Глазков.
|