ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ, сокращенно ИМК.
ИМК-подход — это новый взгляд на старые проблемы. Как эффективнее продвинуть
товар? Что важнее при продвижении: маркетинг, реклама или PR? На что необходимо
выделять большее финансирование? Кто в конечном итоге отвечает за продажи? Об
этом в своей статье пишет председатель Совета директоров коммуникационной
группы «Кузьменков и
Партнеры» Илья Кузьменков.
ИМК-концепция призывает объединить в единое целое три разных направления
продвижения товара. Новый подход должен решить старые проблемы традиционного
подхода к проблеме.
Во-первых, вводится единое финансирование и устраняется вечный спор за
бюджеты по разным направлениям, отнимающий силы и время.
Во-вторых, появляется единый «центр управления» кампанией по продвижению
продукта.
В-третьих, вводится единое планирование кампании. Тем самым устраняется
эффект отправки в общество различных и порой даже противоречивых «посланий» о
продукте.
И наконец, самое главное. Этот подход по крайней мере в 2-2,5 раза дешевле
традиционного. Существенная экономия возможна, поскольку ИМК-подход позволяет
отказаться от прямого размещения рекламы на телевидении.
«Несмотря на то что сегодня все еще очень мало компаний реализуют
концепцию интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК), уже значительная
часть бизнеса изучает и анализирует этот подход. Что касается будущего, то к
2000 году наиболее успешные организации непременно интегрируют свои
коммуникационные программы», — писал в 1997 году Ричард Кристиан, один из
основателей сетевого агентства Martsteller Inc.
Идея
Сегодня интегрированным маркетинговым коммуникациям предрекают доминирующую
роль по крайней мере в ближайшую четверть века. Специалисты из разных сфер коммуникаций
говорят об ИМК как о наиболее эффективном способе решения маркетинговых задач.
При этом идею объединения маркетинговых инструментов нельзя назвать абсолютно
новой. Такие попытки делались и раньше.
Например, в начале 1950-х компания Martsteller Inc., в которую входил
Burson-Martsteller PR, практиковала интегрированный маркетинг. Тогда это
называлось «тотальные коммуникации». Почти половина клиентов компании
пользовалась ее услугами как в области PR, так и в области рекламы и
продвижения. Однако в целом тогда практика маркетинговой интеграции не
прижилась.
Новый подход был не нужен, поскольку все еще хорошо работал старый — на
основе телевизионной рекламы. В первые годы своего существования телевизионная
реклама сразу же показала свою эффективность. Потребительский бум, случившийся
в 1950-х годах в Америке, во многом обязан своим существованием именно
ТВ-рекламе. В начале 1950-х еще считалось неприличным много тратить, и
потребление еще не стало самостоятельной ценностью. Вся послевоенная реклама
(слоганы «Ты можешь себе это позволить!», «Ты должна на это потратиться!») —
это стремление заставить людей больше покупать и вывести их из аскетизма первых
послевоенных лет. И в России еще семь-восемь лет назад покупалось все, что
рекламировалось по телевизору. В 1950-х интегрированные маркетинговые
коммуникации были просто не нужны, потому что ТВ-реклама с широким охватом
аудитории действовала как никогда успешно. После запуска рекламного ролика
быстро происходило увеличение объемов продаж, потом эти деньги инвестировались
обратно в рекламу, и все были довольны.
От идеи до реализации — 40 лет
Идея ИМК стала актуальной только в середине 1990-х годов, в момент, когда
многие специалисты стали замечать, что традиционные маркетинговые схемы не
работают. Поиски привели к тому, что в это время было опубликовано сразу
несколько книг американских авторов с изложением ИМК-концепции. Это прежде
всего работа Дона Шультца и Стэнли Тонненбаума 1992 года. Считается, что эта
книга и послужила концептуальной основой для дальнейших разработок эффективных
маркетинговых решений. Бизнес был готов осваивать новый подход, когда стало
понятно, что традиционные маркетинговые схемы дороги и работают неэффективно.
Основных причин тому называлось пять.
Причина первая — изменение потребителя. В 1990-е годы западное общество
сильно изменилось, изменился тип потребителя, его отношение к рекламной
информации. Для потребителя 1990-х стало характерным стремление к
интерактивному двустороннему общению с производителем, к более полной
информированности о нем. Такой потребитель предпочитает компании с более
выраженной социальной позицией. Одновременно он больший индивидуалист и
рационалист, он считает потребление самоценным видом деятельности. Кроме того,
для потребителя 1990-х стало свойственно особое внимание к лидерам мнений.
Причина вторая — телереклама стала дорогой и неэффективной. «ТВ, когда-то
мощнейшее из средств массовых коммуникаций, стало настоящим импотентом», —
писал Ричард Физдейл из «Лео Бернетт». Поколение, выросшее в эпоху доминирования
видеообраза, научилось декодировать телевизионные послания и перестало столь же
активно, как раньше, реагировать на них. Появилось огромное количество каналов
с возможностью мгновенного переключения, что позволяет просто не смотреть
рекламу. Стоимость ТВ-рекламы постоянно растет, а ее эффективность неуклонно
снижается. Резкий спад эффективности массовой рекламы в свое время стал шоком
для западных рекламистов. Видимо, российскому рынку, на котором ТВ по-прежнему
играет определяющую роль, еще предстоит пережить это в ближайшее время.
«Старые традиционные решения — тратить мегабюджеты на массовую рекламу,
проводить нескончаемый промоушн и направлять армии продавцов — больше не
работают. Стремительно растет число компаний, использующих многообещающее новое
решение под названием интегрированные маркетинговые коммуникации» (Филипп
Котлер).
Причина третья — традиционный подход не учитывает новых каналов информации.
Во многом под влиянием Интернета и других технологий произошла трансформация и
в СМИ: появились новые каналы распространения информации, появились
интерактивные медиа, произошло развитие узкоспециализированных СМИ и так далее.
Причина четвертая — традиционный подход не адекватен произошедшей
индивидуализации потребления. Увеличившаяся сегментация рынка потребовала
дискретного подхода к рассылаемой информации, выделенных каналов коммуникации,
по которым рассылаются послания, подготовленные индивидуально. В идеале —
отдельно для каждого конкретного потребителя.
«В сердце программы ИМК — знание своих потребителей и приспособление
современных технологий для того, чтобы наши клиенты не были для нас безликими
«сегментами рынка», а стали конкретными людьми с именами, адресами, историями
покупок, предпочтениями, семьями и друзьями. Мы должны понимать своих покупателей
и, самое главное, научиться оценивать эффективность различных коммуникационных
средств воздействия на них», — полагает Томас Харрис, известный американский
специалист в области PR, удостоенный в этом году высшей премии PRSA.
Причина пятая — дороговизна традиционного подхода. В 1990-х годах возникла
острая необходимость в недорогом решении маркетинговых задач, особенно на новых
рынках. ИМК-подход в этом вопросе оказался в выигрышном положении. Он позволяет
объединять бюджеты, оптимизируя их, достигая при этом большей отдачи, а также
иметь дело с меньшим количеством партнеров, перекладывая на них комплексные
решения единым блоком.
ИМК в теории
Самое сложное — это коротко объяснить, что же такое ИМК. Сложнее этого
только научиться работать в этом подходе. Типичная ошибка в том, что ИМК очень
часто воспринимается как сложение понятных и давно практикуемых видов деятельности.
Но если сказать, что «ИМК — это единая многоканальная синхронизированная
коммуникация, ориентированная на установление отношений, желательно
двухсторонних, с целевой аудиторией», понятнее не становится. Если пытаться
объяснять как можно проще, то «сложение» — это прибавление чего-то к чему-то, а
«интеграция» — это диффузия, взаимопроникновение, создание чего-то единого на
базе нескольких дисциплин.
Поэтому PR-кампания с учетом рекламной составляющей — это не ИМК. Например,
рекламная кампания — это ролики на ТВ с эмоциональной или функциональной
характеристикой товара. Поддерживает ее PR-программа, которая состоит из
пресс-конференций, подчеркивающих репутацию производителя (экологически чистый
продукт, социальная ответственность бизнеса, надежность и так далее). По сути
дела, эти две кампании (рекламная и PR) внутренне между собой не связаны, хотя
речь идет об одном и том же брэнде. В итоге, конечно, создается некоторое
целостное восприятие производителя и товара. Но это еще не ИМК.
Естественное движение к ИМК-подходу
До сих пор роль PR как одного из маркетинговых инструментов вызывает большие
споры. Ощущая все большее вовлечение PR в вопросы маркетинга на собственной
практике, я до последнего времени все же считал это проявлением несовершенства
российского коммуникационного рынка. Сомнения окончательно рассеялись во время
последнего Всемирного конгресса PR-2000, завершившегося недавно в Чикаго.
Именно на конгрессе, пожалуй, впервые произошло «теоретическое» оформление
революционных изменений, происходящих в PR-бизнесе в последнее десятилетие, —
движения этой профессии от абстрактных «связей с общественностью» к
«коммуникациям», интегрирующимся в маркетинговый Mix.
О том, что PR способен не только «связывать с общественностью», но и быть
мощнейшим средством обеспечения продаж, говорят, например, следующие факты. За
три месяца с начала официальной презентации игровой приставки Nintendo-64 в США
было продано 1,75 млн. комплектов. Эта видео-приставка стала бестселлером года
в результате комплексной кампании в области связей с общественностью,
проводившейся в течение трех лет. Daymler-Chrysler получил несколько тысяч
звонков и писем от заинтересованных клиентов в результате только активной
предварительной информационной кампании в поддержку автомобиля Dodge Viper, а
60% этих автомобилей уже были заказаны за год до начала их производства и
рекламы. Продажи красного вина возросли в США на 44%, после того как популярная
телепрограмма выпустила репортаж, в котором говорилось о теории снижения риска
сердечных приступов на 50% в результате ежедневного употребления двух стаканов
красного вина. И так далее.
ИМК на практике
Интегрированные программы трудоемки и интеллектуалоемки. При том что
охватывается более узкая аудитория, необходимо понимание ее проблем и специфики,
разговор в режиме «диалог», налаживание обратной связи, составление баз данных
потенциальной аудитории. Поэтому ИМК требует других методов управления.
В 1999-2000 годах большинство лидеров рынка в различных отраслях произвело
объединение отделов, отвечающих за рекламу, PR, прямые продажи, продвижение и
внутрифирменные отношения, в объединенные Департаменты коммуникаций,
подчиненные, как правило, ведущему исполнительному директору. Руководителю,
естественно, удобнее иметь дело с одним человеком. Он ставит своему заместителю
комплексную задачу: «Это — бюджет. Это — маркетинговые цели. Это — средства и
план их использования. Это — график возврата. Что дальше — решай сам». Один
управляющий проектом должен вести весь проект в совокупности, формулируя заказы
и для рекламной службы, и для PR-службы.
В большинстве современных компаний такая интеграция уже произошла. Это проще
и быстрее, чем искать пять агентств, работающих по различным направлениям (PR,
реклама, промоушн и так далее), и обеспечивать их взаимопонимание. Один
руководитель (допустим вице-президент по маркетингу) работает с управляющим
коммуникационного агентства. Они вместе формулируют задачу и контролируют
исполнение. Заказчику нужен результат, который достигается при помощи
коммуникационных инструментов. Как правило, никто не вникает в специфику
отдельных стадий работы.
С интеграцией на уровне агентств все несколько сложнее. В PR-агентствах есть
в основном специалисты по Media Relations, которые меньше подготовлены с точки
зрения маркетинга. Классические PR-специалисты говорят, что они ответственны за
репутацию, узнаваемость компании, а уровень продаж — это забота маркетинговой
службы. Им сложно включать в свои концепции «показатель маркетингового
результата». Кроме того, ИМК требуют наличия креативного элемента в
PR-программах. Далеко не все специалисты привыкли создавать новые идеи,
оперируя стандартным набором PR-инструментов. Но зато в PR-агентствах более
гибкий менеджмент, для них работа в режиме изменяющейся ситуации — это
нормально.
Чего нет у рекламистов? Естественно, практики отношений со СМИ. В рекламных
агентствах более механистический менеджмент, достаточно жесткие схемы
администрирования, нет быстрого реагирования на ситуацию. Зато значительно
более развито креативное начало, есть разработки в области рекламной социологии
и рекламного маркетинга. Соответственно, ни рекламное, ни PR-агентство не может
заниматься ИМК «в одиночку». Поэтому рекламные агентства пытаются купить
PR-агентства (но не могут перенести туда свои управленческие навыки), а
PR-агентства создают в своей структуре рекламные отделы.
PR-агентства чаще и лучше выходят на комплексный PR, потому что они вполне в
состоянии обеспечить рекламную поддержку (Advertising Support) для своих
кампаний. Они «выращивают» при себе маленькие рекламные структуры. Также на
рынке имеют место попытки слияния рекламных и PR-агенств. Но если это только
формальная «декларация о сотрудничестве», интегрированного продукта не
получится. А ментальность у рекламистов и PR-специалистов действительно разная.
Поэтому интеграция зачастую проходит достаточно тяжело. Тем не менее это
необходимо, если «узкоспециализированные агентства» не хотят проиграть борьбу
за клиента.
«Маркетологам становится все труднее достучаться до ума и сердца
потребителя... И они заново обнаруживают власть новостей, специальных событий и
других могущественных коммуникационных моделей» (Филипп Котлер).
В России проще продвигать новое
Российские компании и предприятия все еще находятся в стадии перехода от
сбытовой идеологии к философии маркетинга. Большинство ориентируется пока на
классический маркетинг и осваивает традиционные связи с общественностью.
Заказчики могут формулировать задачи в традиционных терминах. Есть массовые
бренды, которые уже занимают устойчивые позиции на рынке, и удерживают их
традиционными способами. Это, в принципе, соответствует и структуре предложения
российского рекламного и PR-рынка.
Тем не менее, потребители нового типа в России уже есть. Как есть и новые
компании, которые ищут новые подходы. Как правило, в таких компаниях один
человек отвечает за маркетинг, PR и рекламу. Зачастую в России даже проще
продвигать новые идеи. Особенно когда — в силу меньшего обюрокрачивания — есть
возможность пообщаться напрямую с руководителем компании.
Российская специфика скорее облегчает задачи, стоящие перед
«коммуникаторами». Компаниям нужны быстрые результаты. Создание бренда,
продвижение бренда, налаживание коммуникаций с потребителем — то, на что раньше
требовались годы, теперь нужно сделать за месяц. Это автоматически требует
восприимчивости к инновациям. Возможно, российским компаниям нет смысла
повторять путь, уже пройденный их западными конкурентами, и начать (продолжить)
свою маркетинговую работу, сразу используя интегрированные подходы.
Источник: портал gtmarket.ru
|