В 1955 г.
специалисты Гарвардской школы ввели понятие «имидж бренда» (brand image).
Бурлей Гарднер и Сидней Леви писали, что «важен не бренд как таковой – каким
его разработали маркетологи, а образ бренда – как его воспринимают
потребители».
Создание имиджа является важной составляющей системы
стратегического и оперативного бренд-менеджмента и имеет принципиальное
значение для развития марочного капитала. Формирование имиджа осуществляется в
результате изучения восприятий потребителей, связанных с функциональностью
товара и его образом, контекстом потребления, потребительскими ожиданиями,
стереотипами и предубеждениями, возникающими по отношению к товарам данной
категории.
Имидж бренда (brand image) представляет собой проекцию
индивидуальности бренда на социальные, культурные, этические, экономические,
политические и прочие условия, характеризующие рыночную среду. Имидж бренда дополняется личностными ощущениями
потребителей, которые формируются зрением, слухом, прикосновением, запахами.
Такое многоканальное коммуникативное воздействие обеспечивается всеми
атрибутами и составляющими бренда, исходящими из разных источников.
1. Бренд-коммуникации, исходящие от атрибутов бренда:
- Внешний
вид;
- Дизайн;
- Цвет;
- Запах;
- Название
бренда;
- Упаковка;
- Логотип;
- Фирменная
сигнатура.
- Бренд-коммуникации,
исходящие от бренда:
- Информация
упаковки (дата выпуска, срок хранения);
- Инструкция
для пользователей;
- Товарная
реклама (цена, сюжеты, персонажи, буклеты);
- Аутентичная
коммуникационная среда – это среда, из которой заимствуется образ,
персонаж, сюжет или идея с целью переноса первичных (аутентичных)
ассоциаций.
2. Бренд-коммуникации, исходящие от потребителя:
- Состав
и способ изготовления;
- Варианты
использования;
- Свидетельство о качестве;
- Гарантии;
- Корпоративная
идентификация;
- Имидж
фирмы;
- Имидж
руководителя;
- Персонал
фирмы;
- Название
фирмы;
- Страна
изготовления.
3. Бренд-коммуникации, исходящие от продавца:
- Цена;
- Выкладка
в точке продажи;
- Стимулирование
продаж;
- Упаковка;
- Лотереи,
конкурсы;
- Купоны,
вкладыши;
- Образцы
упаковки;
- Системы
скидок;
- Информация
на чеках и дисконтных картах.
4. Бренд-коммуникации, исходящие о потребителей:
- «Горячая»
линия;
- Призы
в прямом эфире;
- On-line
в Интернете;
- Косвенное
свидетельство покупки;
- Реклама
«из-уст-в-уста»;
- Свидетельства.
- Анонимная
коммуникационная среда(незапланированные бренд-коммуникации):
- Клубы
потребителей;
- Общение
в глобальной сети.
В имидже бренда аккумулируются все ассоциации потребителей,
возникающие в связи с воспринимаемым качеством. При этом составляющие бренда
могут по-разному проецироваться на социально-экономические условия и отражаться
в ментальных конструкциях, порождая особое личностное восприятие
индивидуальности бренда потребителями. Таким образом, имидж бренда на отдельных
рынках может существенно отличаться от аутентичного, первоначально сформированного
его владельцем.
***
D.E. Schultz
& B.E.Barnes
Имидж бренда создается из ассоциаций с брендом.
Покупатель соотносит бренд с другими представлениями – позитивными и/или
негативными. Через свои ассоциации бренд начинает что-то значить для
покупателя. Он может отвечать определенным нуждам или же приобретать
определенную ценность. Чем более сильны, благоприятны либо уникальны ассоциации
с брендом, тем меньше риск, что конкуренты легко скопируют или адаптируют их в
ассоциациях со своими брендами.
Узлы взаимосвязанных знаний о брендах были очень
подробно изучены исследователями потребительского поведения. Ученые пытались
составить план ассоциаций в уме человека, изучая структуры брендов и сценарии.
По определению Дж. Пола Питера и Джерри К. Олсона, структура – это
«ассоциативная сеть взаимосвязанных смыслов, которая представляет декларативное
знание данного человека об определенном понятии» (Paul Peter and Jerry С. Olson, Consumer Behavior and Marketing
Strategy, (Homewood, III.: Irwin, 1993 г.), р. 68.)
Декларативное знание связано с мысленным отображением информации каждым
отдельным человеком, поэтому каждая схема представляет собой группу соединенных
друг с другом данных, связанную с определенной темой. Как упоминалось в главе
2, мы называем такие схемы, относящиеся к
брендам, структурами брендов. На рис. 6-7 представлена возможная структура
бренда молока для пожилого потребителя.
Как видно, эта структура бренда содержит самую
разную информацию о молоке: кому оно полезно (младенцам, детям, подросткам),
какое отношение имеет к данному потребителю («He
подходит мне»), данные о пользовании обезжиренной разновидностью товара («Можно
есть с овсяными хлопьями », «смешивается со Slim-Fast»(средством
для похудения)), а также информацию о приобретении этого товара («Всегда есть в
продаже», «89 центов за два литра», «Продается в глубине бакалейного магазина»).
Есть и определенная информация, имеющая отношение к рекламе («молочные усы»,
«Есть молоко?» («Got Milk?»)). Реальная структура может быть сложнее и
содержать больше взаимосвязанной информации, но этот пример дает представление
о самом понятии структуры бренда.
Мы осуществляем коммуникации бренда и поэтому
должны выяснить, как выглядит структура бренда нашего продукта. Какого рода
идеи, образы и чувства покупатели связывают с нашим брендом и с брендами
конкурентов? Если мы найдем самые распространенные взаимосвязи, то сможем
понять, есть ли проблемы с имиджем нашего бренда, какого рода образность
окажется самой эффективной в наших мероприятиях по маркетинговым коммуникациям,
чем наш бренд отличается от конкурирующих брендов в представлении покупателей.
Со структурами связано понятие сценариев. По
определению Питера и Олсона, это «ассоциативные сети знаний, которые содержат
процедурное знание». Сценарий – это наше представление о том, как что-то
делать: как покупать определенный вид товара (в специализированном магазине, по
почте, только со скидкой), как воспользоваться той или иной службой и т. д. Как
и в случае структур, если маркетолог сумеет постись сценарии, связанные с
покупкой и использованием нашего вида товара, то получит возможность очертить
проблемные зоны, мешающие удержать нынешних покупателей и привлечь новых.
|