Алексей Глазков
Когда мы говорили о терминах, с помощью
которых люди обмениваются информацией и организуют свое мышление, речь шла
как бы об «смысловых атомах». Однако в ходе своей биологической
и культурной эволюции человек выработал и сложно построенные
механизмы управления этими «атомами». Самый полезный из них —
рациональное, логичное мышление.
Большинство людей не задумывается над тем, насколько
хрупким и деликатным является это недавнее приобретение — умение
мыслить логически. А между тем, культурная антропология
в 20 веке выявила две разные мыслительные структуры, которые способны
сосуществовать в одном и том же обществе и даже
в одном и том же индивидуальном сознании: логическое
и пралогическое (так называемое «первобытное») мышление.
Суть «первобытного» мышления в том, что оно
не выстраивает цепочки причинно-следственных связей
и не сопоставляет свои выводы с опытом. Причины явлений носят,
при таком видении мира, мистический характер. Для нас здесь важно, что
манипуляция сознанием, основанным на пралогическом мышлении, в общем
случае невозможна: оно непредсказуемо для технолога, он не может
вычислить его «алгоритм».
Напротив, логическое мышление прозрачно, и его
структура прекрасно изучена; значит, в него можно вторгнуться
и исказить программу, лишив человека возможности делать правильные
умозаключения. Уже внеся хаос в логическую цепочку, манипулятор достигает
очень многого, а если еще и удаcтся так исказить логическую
программу, что человек «сам» придет к нужному умозаключению — тем
лучше.
Но все это, хотя и очень интересно, пока что всего
лишь наблюдения и некоторая теория; открытым остается важный вопрос —
как избежать манипуляций? Не менять же теперь свой способ мышления
с конкретно-прагматичного на мистически-абсурдный?
Да, оказывается, можно и не менять. Но для
этого нужно провести экскурс в глубины мозга.
Нейрология образа
Задумывались ли вы когда-нибудь, что происходит
у нас в голове, когда мы запоминаем языковые обозначения
реальных предметов?
Исследования российских физиологов — Ухтомского,
Ливанова, Иваницкого — показали, что обработка информации различных типов
происходит в разных областях мозга — так называемых «фокусах взаимодействия» (иначе «зонах
конвергенции», «ядерных полях»). Гипотетическая структура этих областей —
набор «ансамблей нейронов» с различными частотными характеристиками,
настроенных на одинаковые с ними по частоте группы нейронов
на периферии. Эта идея была впервые высказана Н. П. Бехтеревой
в 1980 году и до сих
пор не потеряла актуальности.
Практическая ценность этих сведений для нас — понимание
механизма работы мышления и памяти.
Есть, грубо говоря, два способа категоризации новой
информации: либо по типу объекта, либо по типам параметров. Первый
случай — как дела в юридической практике: в отдельной папочке
складируется вся разнообразная информация по конкретному делу. Второй
случай — как продукты у ресторанного повара: отдельно хранятся
головки лука, отдельно куски свиной вырезки. Мозг человека типизирует усвоенную
информацию вторым способом.
Предположим, я говорю: «это очки» и показываю
очки: что произойдет в мозге? Зрительный образ очков зафиксируется
в затылочной доле мозга; произнесенное слово, как смысловой
конструкт — в левой височной доле; а если я вдобавок напишу
это слово на листочке, надпись сохранится где-то в теменной области.
Потом мозг должен суметь соединить все эти образы, протоптать между этими
местами дорожки — отсюда туда, оттуда сюда — и периодически
возобновлять их. Если же связи не возобновляются,
их «удельный вес» среди всех прочих падает, дорожки зарастают —
и мы забываем, как пишутся или как выглядят «очки».
Для объединения и оперирования образами в коре
мозга плодятся нейроны — всего около 140 млрд нейронов во взрослом
мозге, и у каждого более 10 тыс связей-дорожек. Имейте
в виду — это больше, чем звезд во Вселенной! И весь этот
гигантский массив связей, втиснутый в черепную коробку размером
не более 0,01 м3,
существует только для того, чтобы уметь связывать сущности реального мира
с их комплексными представлениями.
Для чего, черт возьми, нам нужны такие объемы?
Думаю, что для скорости. Ведь как можно понять
из описания выше, «стандартный» способ поиска информации в нейронной
сети — вовсе не логический, хотя для нас, как для разумных существ,
это выглядит более «правильным». На самом деле «стандартный» способ —
ассоциативный поиск, НАПРЯМУЮ связывающий некоторые, казалось бы, причины
с некоторыми, казалось бы, следствиями, руководствуясь
в основном статистической частотой наблюдаемых связей.
Именно поэтому у многих людей так сильно развита
интуиция, как умение делать мгновенные выводы, пропуская огромное количество
промежуточных размышлений — но приходя при этом, как ни странно,
к правильным результатам. Этому способствуют «прокачанные» нейронные
связи, которые при частом использвании связывают важные для нас образы
«напрямую», позволяя экономить время.
Вот таким устройством мозга и объясняется существование
двух ключевых типов мышления — рационального и интуитивного.
Рациональное познание основано на непосредственном наблюдении
за поведением реального мира, в котором, как известно, любое событие
является звеном причинно-следственной цепочки, и «запоминании» этих
цепочек. Интуитивное познание основано на активном использовании уже
наработанного опыта, позволяя применять к неивестным и таинственным
явлениям уже существующие в голове цепочки связей — по аналогии.
Множественная трансляция опыта
В многомерной многосвязности нейронов выражается вся сущность
человеческого мышления, которая, в свою очередь, находит отражение
и поиске «закономерностей» на основе не столько наблюдений,
сколько прошлого опыта.
Например, давно замечено, что людям, которые нам визуально
«нравятся», мы имеем склонность приписывать положительные
черты характера и положительные цели. «Он хороший человек —
у него такие добрые глаза!» — восклицают некоторые восприимчивые
женщины. И хотя со стороны, да еще и в наше алчное
время, такие «выводы» кажутся необоснованными и наивными, нейропсихическая
подоплека их статистически верна: характер человека действительно
со временем откладывается на лице, позволяя в большинстве
случаев наблюдать видимую связь между выражением лица и результатом
действий. Это один из тех моментов, когда правильный результат получается
эмпирически, без подведения под этот процесс какой-либо осмысленной базы.
Позже, когда такой «неосмысленный» процесс получает
выражение в языке, носителями для него становятся очень емкие
и одновременно неконкретные слова: вера, надежда, любовь, вселенная, бог…
От простой системы сигналов (один крик — внимание, два —
опасность, и т.п.) он переходит к выразительной поэтичности
(«я помню чудное мгновенье — передо мной явилась ты»).
И с одной стороны, это переход совершенно
правильный и рациональный: в популяции, члены которой обладают
преимущественно ассоциативным мышлением, разумно ожидать появление языка,
воплощающего в себе общепринятые ассоциации и не особо
акцентирующего внимание на способе их появления. В конце концов,
любовь у каждого возникает по-разному, но несмотря на все
различия, все мы понимаем под этим словом нечто общеизвестное, всем
знакомое: ласку, доверие, заботу… Которые, в свою очередь, тоже —
совсем не точные термины.
Но, с другой стороны, появление в языке терминов,
значение которых проистекает не столько из непосредственного
наблюдения явлений, сколько из коллективного «принятия смысла», часто
приводит к когнитивному диссонансу: мы как бы «знаем», что
явление должно быть вот таким и вот таким, но в то же время
наблюдаем совершенно другую картину. Чтобы избавиться от диссонанса,
необходимо избавиться от привычных укоренившихся воззрений — что,
в общем-то, не так просто.
Как это можно сделать?
Ответы на вопросы
Ответ на этот вопрос уже дан выше — надо просто
просуммировать полученные знания. Итак, после прочтения заметки, мы знаем,
что:
существует как минимум два типа мышления, одно
из которых является логичным и потому весьма полезным для
повседневной жизни, а второе — мистическим, но крайне устойчивым
к массовым манипуляциям.
Эти типы мышления основаны на клеточной структуре
памяти, которая «по умолчанию» устроена у человека ассоциативно
и потому позволяет мозгу тесно связывать объекты, которые
в реальности, в общем-то, не связан. Итоговое воплощение этих мнимых связей в реальность
находит свое выражение во множестве неконкретных слов: при этом
подразумевается, что они обозначают не какие-то точные вещи, а просто
некие «всем понятные» абстракции и обобщения
НО — из-за разницы в типах мышления эти
«как бы понимаемые» слова приводят к когнитивному диссонансу: один
человек подразумевает под ними одно, другой — другое,
а в реальности ими может наблюдаться вообще третье и четвертое
Так как же можно избежать манипуляций, не меняя
категорически свой тип мышления? Ответ, в общем-то, простой:
- стараться избегать употребления «общепонятных слов», которые
не имеют воплощения в реальности
- при неизбежности употребления — обязательно вводить
их четкое определение, пусть хоть бы и для конкретной ситуации
и конкретного разговора
И тогда любой «бизнес-тренер», оперирующий понятиями
«успеха», замнется
при вашем вопросе «а какие показатели успеха у вашего собственного
бизнеса?». Тогда любой спекулянт, обещающий «фирму» и «качество»,
замнется при вопросе «кто конкретно и как конкретно будет отвечать
за фирму и качество?». И не надо стесняться задавать эти
«неудобные» вопросы: если перед вами действительно серьезный человек,
он уже задал их себе и нашел на них правильные ответы.
Добивайтесь конкретности — и тогда в вашей
голове не будет плодиться каша из случайных ассоциаций, связей
и образов.
С уважением, Алексей Глазков.
***
D.E. Schultz
& B.E.Barnes
Как потребители сохраняют информацию
Большинство лиц, осуществляющих коммуникации брендов, не
рассчитывают на то, что потребители ответят на их сообщение немедленным
действием или реакцией. Поэтому важно понять, как информация обрабатывается и
сохраняется в уме потребителя. Упрощенной иллюстрацией служит рис. 6-5. Мы
постоянно сканируем свое окружение, пытаясь найти схемы в звуках, образах,
запахах и т. п. Это помогает нам понять, что происходит вокруг. Как показано в
модели, входящие ощущения подвергаются процессу сканирования, при помощи которого
мы воспринимаем только те схемы, с которыми для нас связано какое-то значение
или впечатление. Обычно мы отсеиваем то, чего не понимаем. Очевидный пример –
распознавание языка. Если вы говорите по-английски, то звуки, издаваемые
другими англоговорящими людьми, имеют для вас смысл, и поэтому, вполне
возможно, будут восприняты. А звуки речи на китайском языке или хинди часто
ничего не значат для англоговорящего человека и с легкостью отсеиваются.
Процесс сканирования задействует одну из двух форм памяти.
Краткосрочная память – это, по сути, зона ожидания, куда мы помещаем
опознаваемые схемы, тогда как к долгосрочной памяти мы обращаемся за более
сложной и детальной информацией, с которой эти схемы можно связать и дать им
значения. Краткосрочная память является, действительно, краткосрочной и весьма
ограниченной. Например, большинство людей не могут с первого раза запомнить
такую простую вещь, как семизначный телефонный номер: его негде хранить и
невозможно связать его с чем-либо из долгосрочной памяти.
Рисунок. Модель обработки информации
Считается, что в долгосрочной памяти хранится полностью вся
история индивидуума. Все, что мы когда-либо пережили, содержится здесь – в виде
уникальной комбинации узлов и сеток. Основной элемент того или иного понятия
сохраняется в одном узле, но этот узел соотносится, подкрепляется и связывается
с другими узлами, разбросанными по всему мозгу. Поэтому увидев картинку с
Микки-Маусом, мы автоматически связываем с ней еще ряд узлов. Это могут быть
Уолт Дисней, диснеевский магазин, диснеевский каталог, посещение Disney World,
день рождения или праздничный парад. Процесс активизации узлов и связей делает
каждого человека неповторимым. У каждого из нас уникальный опыт, уникальные
связи, уникальные отношения. Важно понимать это при разработке кампаний
бренд-коммуникаций, которые призваны установить различные формы контактов
потребителей с брендом.
Проведите такой эксперимент. Подумайте о Apple Computers.
Какие образы приходят вам на ум? Вы видите логотип Apple? Вы видите компьютер,
графический знак или что-либо еще? Образы, которые вы увидели, хранятся в вашей
памяти и связываются с узлом, который вы называете Apple Computers. Теперь
подумайте об IBM. Вы видите полосатый логотип IBM, синий цвет, заголовки статей
в газетах об IBM? Связи, которые вы устанавливаете с понятием Apple или IBM,
уникальны для вас. Больше никто не имеет точно такого же комплекса переживаний
в связи с любой из этих компаний.
Концепции уникальности бренда в большей степени удалось
отразить суть того, почему бренд принадлежит покупателю больше, чем его
производителю. Последний лишь содействует созданию уникального имиджа бренда в
умах тысяч и миллионов, если не миллиардов, человек по всему миру.
Как потребители видят маркетинговые коммуникации?
Потребители и потенциальные клиенты не делают
различия между рекламой и стимулированием сбыта, между директ-маркетингом и
материалами и оборудованием в магазине и даже между рекламой, дистрибуцией и
ценообразованием. Они просто мысленно объединяют и накапливают все сообщения и
стимулы, контакты с брендом и аспекты продукта/услуги, с которыми сталкиваются.
Затем они объединяют их с новыми элементами и действиями, с которыми они
сталкиваются. Наконец, они пытаются сформировать определенное базовое мнение
или ощущение в отношении бренда. Обычно они просто говорят: «Я получил (увидел)
кучу всего от Sears (Kraft, IBM, Ford), и вот что это значит для меня! » Как
правило, они не отделяют рекламу от директ-мейла. Они не сидят часами, пытаясь
определить, что такое журнальная реклама с купоном, – стимулирование сбыта или
все же реклама. Они не тратят времени на размышления о том, кто разместил
статью, которую они прочитали в газете, – PR-агентство или агентство по product
placement. Вместо этого потребители просто вбирают полезные сведения,
отбрасывают ненужные и обрабатывают информацию о том, что им нужно или чего они
хотят, сопоставляя ее с тем, что они уже знают о бренде. Таким образом, любые
новые бренд-коммуникации оцениваются в сравнении с тем, что уже известно, затем
либо откладываются в памяти, либо отбрасываются. Все очень просто.
|