Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. (Гл. I. Общая структурно-семантическая характеристика символа или общая логика символа. 9. Сводка предыдущего). "Символ
вещи есть ее отражение, однако не пассивное, не мертвое, а такое,
которое несет в себе силу и мощь самой же действительности <...> В
этом смысле и надо понимать, что символ порождает вещь". "...та
общность, которая имеется в символе, implicite <здесь: скрыто,
внутренне> уже содержит в себе все символизируемое, хотя бы оно и
было бесконечно". "Символ
вещи есть ее закон, но такой закон, который смысловым образом порождает
вещи, оставляя нетронутой всю их эмпирическую <здесь: чувственно
данную, материально воплощенную> конкретность". "Символ вещи есть закономерная упорядоченность вещи <...> данная <...> в виде порождающей ее модели". "Символ
вещи есть тождество, взаимопронизанность означаемой вещи и означающей
ее идейной образности, но это символическое тождество есть
единораздельная цельность, определенная тем или другим единым принципом,
его порождающим и превращающим его в конечный или бесконечный ряд
различных закономерно получаемых единичностей, которые и сливаются в
общее тождество породившего их принципа или модели как в некий общий для
них предел" <выделено нами> (с. 65-66). (Гл. III. Символ и соседние с ним структурно-семантические категории). "3. Символ и художественный образ" (с. 142-148). "То,
чего нет в символе и что выступает на первый план в художественном
образе, - это автономно-созерцательная ценность". "...символ <...>
вовсе не обязан быть художественным образом". "Специфика
той символики, которая содержится решительно во всяком художественном
образе, заключается в том, что всякий художественный образ тоже есть
образ чего-нибудь. На этот раз предмет художественного образа есть не
что иное, как он сам, этот самый образ", "...чистый художественный
образ, взятый в отрыве от всего прочего, конструирует самого же себя и
является моделью для самого себя" (с. 142-144). "Можно
сказать, что сейчас мы отличили две степени символики. Первая степень
имманентна всякому художественному образу. <...> в любом
художественном произведении <...> идея есть символ известного
образа, а образ есть символ идеи, причем эта идейная образность, или
образная идейность даны как единое и нераздельное целое". "Подлинная
символика есть уже выход за пределы чисто художественной стороны
произведения. Необходимо, чтобы художественное произведение
конструировалось и переживалось как указание на некоторого рода
инородную перспективу, на бесконечный ряд своих перевоплощений. Это
будет уже символ второй степени" (с. 145). "4. Символ и эмблема" (с. 148-149). "...символ
не имеет никакого условного, точно зафиксированного и конвенционального
значения. И поэтому хотя всякая эмблема есть символ, но отнюдь не
всякий символ есть эмблема". "7. Символ и метафора" (с. 153-156). "И
в символе, и в метафоре идея вещи и образ вещи пронизывают друг друга, и
в этом их безусловное сходство. Но в метафоре нет того загадочного
предмета, на который ее идейная образность только указывала бы как на
нечто ей постороннее". "Когда
поэты говорят о грустных ивах, о плакучих ивах, о задумчивых кипарисах,
о стонущем море, о буйной буре ветров, о том, как прячется в саду
малиновая слива, о том, как ландыш приветливо кивает головой, то никакая
из этих метафор резким образом не разделяет образа вещи и какой-то еще
самой вещи, для которой поэтические образы и связанные с нею идеи были
бы пока еще символами. Впрочем, лермонтовская малиновая слива и ландыш,
приветливо кивающий головой, уже не есть только метафора, но содержат
некоторый символический момент, поскольку последняя строфа данного
стихотворения говорит об исчезновении тревоги в душе поэта, о
разглаживании морщин на его челе и т. д." (с. 153-154). "Если символ не есть метафора, то он не есть также метонимия и синекдоха, и вообще он не есть троп". *** К
сущности символа относится то, что никогда не является прямой данностью
вещи, или действительности, но ее заданностью, не самой вещью, или
действительностью, как порождением, но ее порождающим принципом, не ее
предложением, но ее предположением, ее полаганием. Выражаясь чисто
математически, символ является не просто функцией (или отражением) вещи,
но функция эта разложима здесь в бесконечный ряд, так что, обладая
символом вещи, мы, в сущности говоря, обладаем бесконечным числом разных
отражений, или выражений, вещи, могущих выразить эту вещь с любой
точностью и с любым приближением к данной функции вещи. Другой весьма важной математической моделью для построения понятия «символ» является
извлечение корня, не выразимое при помощи конечного числа
арифметических знаков. Так, например, извлечение квадратного корня из
числа 2 или из числа 3 никогда не может прийти к окончательному
результату, поскольку квадратный корень из этих чисел, как говорят, «не извлекается». Мы
получаем здесь в качестве корня одну целую единицу и еще бесконечное
количество десятичных знаков. Сколько бы мы ни вычисляли этих десятичных
знаков, мы никогда не получим точного квадратного корня из,2 или из 3.
Чем больше мы вычислим (9) этих десятичных знаков, тем наш корень
получит более точное значение Но в окончательном смысле только
бесконечное количество десятичных знаков могло бы нам дать точное
представление об этом корне. Тем не менее здесь решающую роль играет
одно обстоятельство: эти десятичные знаки возникают не как попало, не
случайно, не хаотично, но в силу определенного закона и в виде
определенной системы. Этот закон и эту систему наши школьники прекрасно
знают, когда начинают вычислять квадратный корень из 2 или из 3. Ведь
имеется определенное правило для получения любого количества десятичных
знаков в данном случае. Значит, и возникновение последних подчинено
определенному закону, определенной системе. Бесконечного количества
десятичных знаков мы получить не можем. Но все-таки достаточно уже
школьной математики, чтобы понять, что же такое этот квадратный корень
из 2 или 3. И всякий школьник, прошедший основы математики в средней
школе, прекрасно оперирует с этими иррациональными величинами, не хуже,
чем с рациональными, поскольку для иррациональных величин существуют
свои особые правила. Вот символ и является такого рода заданием, которое
невозможно вычислить точно и осуществить при помощи конечного
количества величин. И тем не менее он есть нечто совершенно точное,
абсолютно закономерное и в идеальнейшем смысле слова системное. <…> Не
нужно удивляться тому, что в понятии символа мы выдвигаем на первый
план закономерное разложение той или иной модели в бесконечный ряд ее
перевоплощений или ее отдельных моментов, то более, то менее близких
между собою (выделено нами, - А.А.). Дело в том, что изучение огромной литературы о символе с
большой принудительностью заставляет находить специфику символа именно в
этом. Прочие моменты символа всегда так или иначе совпадают у
теоретиков, не говоря уже о художниках-практиках и не говоря уже об
обыденном словоупотреблении, то с аллегорией, то с эмблемой, то с
метафорой, то с типом, то просто с условным обозначением вообще и т. д. и
т. д. Насколько нам удалось заметить, именно эта черта, то есть
модельное и закономерное, системное разложение той или иной обобщенной
функции действительности в бесконечный ряд частностей и единичностей,
как раз и является наиболее оригинальной чертой в понятии символа. Не
вводя этого момента в символ, будет очень (11) трудно разграничить
символ jт других, соседних категорий литературоведения и
искусствоведения. Не нужно удивляться также и тому, что наиболее точное
учение о разложении функции в бесконечный ряд принадлежит математике.
Ведь это соответствует исключительному положению данной науки среди
прочих. Здесь вполне научные и вполне точные категории, которые в других
областях и менее научны и менее точны. Но это только вполне естественно
в связи с переходом от чисел и количеств самих по себе к пестрейшему и
богатейшему разнообразию жизни. И тем не менее пусть менее научно и
менее точно, пусть более размазанно, гораздо менее четко, а часто и
вполне диффузно, но в глубине символического образа тот, кто его создает
или воспринимает, мыслит в идеале именно четкое математическое
разложение функции в бесконечный ряд приближений, для которых эта
функция вещи или жизни является моделью, образцом, принципом, законом
или методом конструирования (выделено нами, - А.А.). Художник может эту модель и не сознавать.
Это совершенно не важно. А сознавая ее, художник может дать ей неточное
название. Это тоже не важно. Для правильного осознания такой творящей
модели, прообраза или прообраза данного художественного произведения,
существуют целые науки, а именно история и теория искусства, и
существует также литературная и художественная критика. Здесь необходимо
сделать одно важное замечание. Узнав, что понятие символа мы строим при
помощи математических теорий, обыденный рассудок сразу же сделает одну
непоправимую ошибку, а именно: будет -думать, что всякий поэтический или
мифологический символ мы хотим превратить только в одну математическую
конструкцию и тем самым превратить художественное произведение в нечто
только количественное, то есть по своему содержанию пустое и
абстрактное. Думать так — значило бы не понимать выдвигаемой нами теории
символа. Ведь математические конструкции мы вовсе не собираемся
осуществлять и овеществлять в буквальном смысле слова. Ведь раз уж
говорить о нашей обыденной жизни, то в этой последней мы никогда не
можем найти того идеального круга и той идеально построенной окружности,
которыми оперирует геометрическая наука. Круги и окружности, с которыми
мы встречаемся в жизни, всегда отличаются какими-нибудь
неправильностями. И тем не менее если мы не знаем, что такое круг
вообще, то есть идеальный геометрический круг, мы вообще не сможем
никакой вещественный предмет оценить как круглый. Сказав: «Карманные часы имеют круглый вид», мы
уже отождествили единичность данного предмета с его общим понятием, а
именно с круглым видом, с кругом. Поэтому зачем же говорить, что,
согласно нашей теории, в символе нет ничего единичного, а есть только
общее понятие, да (12) притом еще и чисто количественное? Ниже мы
остановимся на анализе ряда символов. Мы укажем, например, на значение символа Медного Всадника у Пушкина. Что же в нем количественного? И
что в нем вообще математического? В буквальном смысле — ровно ничего. И
тем не менее этот Медный Всадник только потому и является у Пушкина
символом, что он оказывается общим законом для возникновения
бесчисленного количества отдельных единичностей. Но в таком случае я
ищу: где же в науках дано точнейшее изображение той или иной общности в
виде ее бесчисленных воплощений, но таких, которые не возникают
как-нибудь случайно, но все охвачены единым законом
своего возникновения. Здесь я и наталкиваюсь на такие математические
конструкции, как разложение функции в бесконечный ряд или как извлечение
иррационального корня. Подобного рода математические конструкции нужно
считать только моделями, только идеальными первообразами, только
принципами действительности, а не самой действительностью. Общеизвестная
скульптура, изображающая Медного Всадника,— это не просто число, и не просто
количество, и не просто величина, которая была бы равнодушна к своему
содержанию. Это — вполне вещественная, вполне историческая и, словом, вполне реально осуществленная совокупность
разного рода признаков, трактованных как такая модель действительности,
которая делает понятными и все единичности, необходимо из нее вытекающие и системно ей подчиненные. Таким
образом, математическая конструкция есть только предельно ясный образ
символизации, воплощаемой в действительности не в буквальном смысле
субстанциально, но направляюще и перспективно, то есть обязательно
регулятивно. При оценке символической образности мы привлекаем
математику отнюдь не количественно конститутивно, но только творчески
регулятивно. В
связи с этим необходимо сказать, что поскольку символ всегда есть не
прямая выраженность вещи, не простое ее идейно-образное отражение, то во
всяком символе всегда скрывается как бы некоторого рода загадочность
или таинственность, которую еще нужно разгадать. На самом ж»деле
в символе нисколько не больше таинственного, чем вообще во всех
аналогичных идейно-образных конструкциях действительности, вроде
поэтического образа, аллегории, олицетворения, метафоры, типа и пр.
Можно сказать только то, что символ вещи, хотя он, вообще говоря, и
является ее отражением, на самом деле содержит в себе гораздо больше,
чем сама вещь в ее непосредственном явлении. Ведь каждую вещь мы видим
такой, какой она является в данный момент, в момент нашего ее
рассматривания. Что же касается символа вещи, то он в скрытой форме
содержит в себе все вообще (13) возможные проявления вещи. Эта его
чрезвычайная обобщенность и идейная насыщенность и делает его для нашего
сознания как бы чем-то загадочным. Но, как мы увидим ниже, «Пророк» или «Бесы» Пушкина,
сконструированные при помощи символической образности, нисколько не
более загадочны и таинственны, чем такие стихотворения, как «Зимнее утро» или «На холмах Грузии», которые
не пользуются символами, но поэтическая образность которых тоже
достаточно сложна и загадочна как для читателя, так и для критика. Термин «символ» происходит от греческого слова «symbolon», что значит «знак», «примета», «признак», «пароль», «сигнал», «предзнаменование», «договор в области торговых отношений между государствами». Может быть, имеет смысл привести также греческий глагол «symballô» одного корня с предыдущим словом, означающий «сбрасываю в одно место», «сливаю», «соединяю», «сшибаю», «сталкиваю», «сравниваю», «обдумываю», «заключаю», «встречаю», «уславливаюсь». Этимология
этих греческих слов указывает на совпадение двух планов
действительности, а именно на то, что символ имеет значение не сам по
себе, но как арена встречи известных конструкций сознания с тем или
другим возможным предметом этого сознания. Значение этих греческих слов в
истории философии и эстетики отличается настолько большой спутанностью и
неясностью, что почти каждый автор понимает их по-своему, путая то с «аллегорией», то просто со «знаком», то с «художественным образом», то с «олицетворением», то с «эмблемой», то с «выражением» и
т. д. и т. п. Тем не менее языковое сознание всех культурных народов,
как мы сказали выше, упорнейшим образом пользуется этим термином, хотя,
казалось бы, ввиду указанных нами синонимов, он совершенно излишен. И
уже одно это заставляет нас пристально изучать этот термин и это понятие
и разыскивать в нем то оригинальное, чего нет в его столь
многочисленных синонимах. <…> Всякий
символ, во-первых, есть живое отражение действительности, во-вторых, он
подвергается той или иной мыслительной обработке, и, в-третьих, он
становится острейшим орудием переделывания самой действительности. Если
читатель это запомнит, то никакое разнообразие и пестрота, никакие
исторические случайности и шелуха, никакие сложности и запутанности
символики не смогут его испугать. Он всегда будет отдавать себе научный
отчет в том, насколько приближается данная теория символа к истинному
пониманию символа и насколько она от него отходит, и если отходит, то в
чем именно отходит. Не имея такой отчетливой позиции в голове, не стоит и
бросаться в это безбрежное море мировой символики. <…> Во
всяком случае, наша постановка вопроса о природе символа сводится к
тому, что понятие символа ни в каком случае не может быть охвачено
неподвижными понятиями формальной логики. Символ есть принцип
бесконечного становления с указанием всей той закономерности, которой
подчиняются все отдельные точки данного становления. А это требует своей
собственной логики. Логика непрерывного становления, проходящего через
бесконечное количество скачков, закономерно между собою связанных, есть
логика совершенно особая, основанная на текучих понятиях и текучих
сущностях, не имеющих ничего общего с неподвижными и всегда стабильными
категориями формальной логики. Вот в этом-то и заключается вся трудность
логики символа и диалектика составляющих его смысловых моментов. Имея
все это в виду, мы и приступим к последовательному и терпеливому анализу
понятия символа.
|