СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ (CRM)
02.07.2013, 04:06
Wiki
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ (CRM, CRM-система,
сокращение от англ.CustomerRelationshipManagement) — прикладное программное обеспечение
для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с
заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации
маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о
клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения
бизнес-процедур и последующего анализа результатов.
CRM — модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса
является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по
поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих
бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях,
поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для
поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку
потребителей.
Состав системы
CRM-система может включать в себя:
Фронтальную часть,
обеспечивающую обслуживание клиентов на точках продаж с автономной,
распределенной или централизованной обработкой информации
Операционную часть,
обеспечивающую авторизацию операций и оперативную отчетность
Хранилище данных
Аналитическую подсистему
Распределенную систему
поддержки продаж: реплики данных на точках продаж или смарт-карты
Основные принципы
Наличие единого хранилища
информации, куда собираются сведения о взаимодействии с клиентами.
Использование многих
каналов взаимодействия: обслуживание на точках продаж, телефонные звонки, электронная почта, мероприятия, встречи,
регистрационные формы на веб-сайтах, рекламные ссылки, чаты,
социальные сети.
Анализ собранной информации
о клиентах и подготовка данных для принятия соответствующих решений —
например, сегментация клиентов на основе их значимости для компании,
потенциальном отклике на те или иные промо-акции, прогнозе потребности в
тех или иных продуктах компании.
Этот подход подразумевает, что при взаимодействии с клиентом сотруднику
компании доступна вся необходимая информация о взаимоотношениях с этим клиентом
и решение принимается на основе этой информации (информация о решении, в свою
очередь, тоже сохраняется).
В 2000-е годы получила распространение SaaS-модель
предоставления CRM-систем.
Классификации CRM-систем
Классификация по функциональным возможностям
Управление продажами
(SFA — англ.Sales Force Automation)
Управление клиентским
обслуживанием и колл-центрами (системы по обработке обращений абонентов,
фиксация и дальнейшая работа с обращениями клиентов)
Классификация по уровням обработки информации
Операционный CRM —
регистрация и оперативный доступ к первичной информации по событиям,
компаниям, проектам, контактам[1].
Аналитический CRM —
отчётность и анализ информации в различных разрезах (воронка продаж,
анализ результатов маркетинговых мероприятий, анализ эффективности продаж
в разрезе продуктов, сегментов клиентов, регионов и другие возможные
варианты).
Коллаборативный CRM
(англ.collaboration — сотрудничество; совместные, согласованные
действия) — уровень организации тесного взаимодействия с
конечными потребителями, клиентами, вплоть до влияния клиента на
внутренние процессы компании (опросы, для изменения качеств продукта или
порядка обслуживания, веб-страницы для отслеживания клиентами состояния
заказа, уведомление по SMS о событиях, связанных с заказом или лицевым счётом,
возможность для клиента самостоятельно сконфигурировать и заказать в
режиме реального времени продукты и услуги, и другие интерактивные
возможности.