По мнению С.Ханди, в одной организации в процессе ее эволюции можно проследить все типы культур. Так, на стадии зарождения преобладает культура власти, на стадии роста — культура роли, на стадии развития может формироваться культура задачи или культура личности. На стадии распада может быть использован любой из четырех типов культур.
Типы культуры организации по С. Ханди
Параметры, определяющие тип культуры
Культура власти
Культура роли
Культура задачи
Культура личности
Тип организации, размер
Небольшая организация, зависит от центрального источника власти. Жесткая иерархия (коммерция, финансы, малый бизнес).
Крупная организация с механической структурой. Строгое функциональное распределение ролей, специализированные участки координируются звеном управления сверху.
Небольшая организация с органической структурой (матричная структура) (АО, НИИ, конструкторские фирмы).
Небольшая существующая для обслуживания и помощи (адвокатские конторы, консульские. фирмы, творческие союзы).
Основа системы власти
Сила ресурсов, сила личности.
Сила положения. К силе личности относятся с неодобрением, сила специалиста ценится в надлежащем месте. Влияние регулируется правилами и положениями.
Силы специалиста, эксперта. Дух команды важнее. Командный дух, а не индивидуальный результат.
Сила личности, сила специалиста, влияние распределяются поровну.
Процесс принятия решения
Решения принимаются быстро в результате баланса влияний.
Формализованные решения принимаются наверху.
Решения принимаются на групповом уровне.
Формализация и процедуры отсутствуют.
Контроль за исполнением
Централизованный контроль по результатам через контролеров.
Контроль и координация осуществляются звеном сверху в соответствии с установленными правилами и процедурами.
Контроль по результатам высшим руководством. Незначительный ежедневный контроль не нарушает норм культуры.
Контроль и иерархия невозможны, за исключением обоюдного согласия.
Отношение к людям
Привлекает людей, любящих риск, склонных к политике. Часто критерий продвижения по службе – личная преданность.
Дает защищенность, возможность стать компетентным специалистом, поощряется исполнительность.
Объединение сотрудников и организации, раскрывает таланты личности, поощряется инициатива, формирование команды.