Что
мы имеем в западном мире? Приоритет экшена, человек помещается на
пересечении разнонаправленных внешних сил, эти силы легко показать, а
дальше так же легко показать субъекта, совершившего свое действие "под
действием" одной из показанных сил. В
экшене противостоящие силы не сходятся в непримиримом противоречии, как
в греческой трагедии, поэтому выбранное героем действие здесь всегда
есть дело техники или "везения". Выбор происходит в технической
плоскости, в плоскости возможностей внешнего мира. В экшене зритель
следит за действиями героя, выдуманными сценаристами, и в них нет ни
капли "энергетической" правды, правды состояния. Зритель занимает свое
внимание представлением, а сознание бездействует. В старых советских
фильмах события разворачивались через состояния героев, зритель ощущал
действия как созревшие (сильные персонажи) и как пустые (слабые
персонажи). В советских фильмах зритель был приучен
внимательно наблюдать за внутренним состоянием человека в кадре, ведь именно через
него определяется действие. Действие без состояния не имело смысла, это
был "пустой кадр". Другое воспитание - другое внимание. Однако
воспитание все еще сохранилось, мы по-прежнему совершенно иным образом
смотрим фильмы с состояниями, чем фильмы с экшеном. Мы просто не
задумываемся, насколько глубоко мы чувствуем эту разницу. Что дает искусство, способное создать состояние героя: 1.
Интерес. Это реально интересно. Если в экшене все схемы изучены вдоль и
поперек, все силы явлены, то и интрига для зрителя заключена
исключительно в деталях того, как победит один из возможных вариантов. В
фильме-состоянии действия героя не вытекают прямо из внешних перипетий.
Потому что в реальной жизни в состоянии человека принимают участие не
тольк осмыслы ситуации, но и весь его личный опыт, его ценности, идеалы и
т.д. В состоянии человека зритель имеет точку разрыва с примтивной
рациональной действительностью, он находится в поле его сознания, его
энергии, его постановки проблемы, которую он окончательно выразит только
своим действием. 2.
Энергия. В этом действии, как результате выплеска состояния, мы видим
не пластик экшена, а магму соединенных чувств, эмоций, смыслов, выборов,
решений. Это энергия, которая удивительным образом через героя
передается к зрителю. Здесь не идет речь ни о какой эмпатии, как
примитивно понимают ее психологи. Речь идет об активированном сознании
зрителя, освободившегося на некоторое время от рассудка и начавшего
плавку своих собственных смыслов (памяти, личного опыта, ценностей и
идеалов) в общей с героем ситуации. Ситуация одна на двоих, и энергия
одна на двоих. Удивительное дело. 3.
Опыт, знание, ориентировка в социальной действительности. В семье, на
работе, в компании мы зависим не от интеллектуальных решений наших
окружающих, а от их энергетического поведения. Точно так же они зависят
от нашего. Это энергетическое поведение может быть скандалом при
мимнимуме сознательности в эмоциях, и наполненным справедливым гневом
взгляд, который мы должны быть способны распознать, чтобы понять, что
вообще происходит. Вообще-то мы должны понять не только гнев, но и что
за ним стоит - какие мысли, оценки. Если мы не умеем понимать состояние
того, кто рядом, мы не сможем: а) сорганизовать свое поведение и свое
действие; б) предсказать следующее действие, определяющий характер этого
действия; в) коммуницировать с субъектом действия на волне состояния. 4.
Результат. Мы учимся понимать, что состояние определяет не только
действие, но и результат этого действия. Мы способны понять, что именно
энергия определит результат, а не бесконечное бла-бла-бла, которое
сопровождает действие в современном мире.
|