Тип коммуникативного потенциала бренда нужно
определять исключительно в практических целях – для определения
стратегия продвижения на рынке. Ключевой момент здесь – эффективность
затрачиваемых средств, стоимость рекламного контакта с будущим
потребителем. А ключевой вопрос – сколько тратить денег на рекламу и
тратить ли вообще? (Аналогичный вопрос можно задать про разные способы коммуникаций, однако именно реклама обычно сжирает большую часть бюджета, в связи с чем и следует начинать именно с нее.) После
ответа на этот вопрос бренд-менеджеру предстоит разбираться уже с
тактикой продвижения, поскольку стратегически на практике есть лишь два
варианта: 1)
много денег, мало трудиться, не нести персональной ответственности, то
есть реклама: берем большой бюджет, делаем крутые рекламные материалы и
по результатам проведенного медиапланирования отправляем сообщения по
рекламным каналам; 2) денег сколько есть, много трудиться, персонально отвечать за результат, то есть индивидуальный комплекс ИБК. При ответе на вопрос, нужна ли реклама, может помочь Матрица трех факторов рекламных кампаний. Факторы следующие: 1) ограничен в бюджете (лидер / монополист рынка) или не ограничен в бюджете (претендент на долю рынка); 2) имеет наглядный продукт (шоколадка / автомобиль ) или абстрактный продукт (услуга) 3) ограничен в выборе имиджа / не ограничен в выборе имиджа. В качестве объектов рекламы (что планируем рекламировать) приводим следующие: бренд компании; продукт (УТП); точка продаж; событие. Для
каждой комбинации этих факторов и объектов можно подобрать типовой
пример – участника рынка. Место в такой матрице определит потенциал рекламной коммуникации для собственного объекта. Матрица трех факторов рекламных кампаний | Тип | Бренд компании | Продукт (УТП) | Точка продаж | События | № 1 | - Лидер рынка (не ограничен в рекламном бюджете) - Наглядный продукт - Не ограничен в выборе имиджа Пример: Макдональдс | 9 | 9 | 9 | 9 | № 2 | - Монополист рынка (не ограничен в рекламном бюджете) - Абстрактный продукт - Ограничен в выборе имиджа Пример: Сбербанк | 3 | 3 | 6 | 6 | № 3 | - Претендент на долю рынка (ограничен в рекламном бюджете) - Наглядный продукт - Не ограничен в выборе имиджа Пример: «Кириешки» | 6 | 6 | 3 | 3 | № 4 | - Претендент на долю рынка (ограничен в рекламном бюджете) - Абстрактный продукт - Не ограничен в выборе имиджа Пример: Служба курьерской доставки | 3 | 3 | 3 | 3 | № 5 | - Претендент на долю рынка (ограничен в рекламном бюджете) - Наглядный продукт - Ограничен в выборе имиджа Пример: Ювелирный дом | 3 | 6 | 3 | 3 | № 6 | - Претендент на долю рынка (ограничен в рекламном бюджете) - Абстрактный продукт - Ограничен в выборе имиджа Пример: Страховая компания, банк | 3 | 1 | 1 | 3 |
Например, в сравнении Сбербанка и Макдональдса, рекламный потенциал банка
оказывается меньше – независимо от бюджета, с которым нет трудностей у
обеих компаний. Во-первых, абстрактный продукт (банковский процент,
например) нельзя прямо показать на картинке или в ролике, в отличие от
гамбургера, который едят, готовят, заворачивают и
т.д. и т.п. Во-вторых, имидж производителя гамбургеров может допускать
практически любые приемы привлечения внимания, а соответственно,
поведения персонажей. Тогда как банки – консервативная в плане имиджа
сфера, здесь нельзя переходить допустимые рамки серьезного тона в
коммуникации, например, использовать «сниженные» слова, слишком
«веселое» поведение персонажа и т.п. В сравнении лидера рынка и претендента начинает действовать правило рекламного «порога восприятия»,
который нужно перейти просто для того, чтобы «тебя заметили и
запомнили». В настоящее время преодолеть этот порог на федеральном
уровне невозможно без ТВ. Средства для преодоления порога экстенсивным
путем (за счет количества роликов и общего времени в эфире) требуются
колоссальные. Тяжеловесы практически полностью контролируют рынок, и
если кому-то из претендентов и есть смысл с ними бороться, то только
тем, чей продукт можно наглядно показать, показать прямо его
потребительские свойства (продукты питания, гигиены, технику, украшения и
т.д.). Мы
приводим самую общую схему, лишь задающую направление мысли для оценки
коммуникативного потенциала своего объекта со стороны бренд-менеджера. В
каждом конкретном случае могут действовать и другие факторы. Так, в
примере с ювелирным продуктом, несмотря на его наглядность, мы дали 6
баллов, тогда как в случае с автомобилем или кетчупом, с нашей точки зрения, здесь нужно было бы давать по 9 баллов в обоих случаях. Потребитель
выбирает «Тойоту», кетчуп «Хайнц», одежду в «Хильфигер» и т.п., потому
ему в первую очередь нравится сам продукт, который он может посмотреть,
попробовать на вкус, и таким образом отличить от других. В этом случае у
потребителя складывается иррациональный образ продукта. Тогда как,
выбирая, например, услуги – среди нескольких банков, – клиент обычно
ориентируется на чисто рациональные предложения, которые в большинстве
примерно одинаковы. Если в сознании нет четкого образа продукта, в ход
идет рациональная аналитика: цена, место, удобство, затраты времени и
т.д. В этом смысле ювелирка, как нам представляется, стоит ближе к
банкам, чем, например, к автомобильным или FMCG-брендам, поскольку образ украшения труднее зафиксировать в сознании, чем, например, вкус конкретной шоколадки «MilkyWay».
Поэтому ювелирный бренд скорее не столько закрепляет образ (визуальный,
вкусовой и т.д.), а больше зовет в магазин, «в гости в хороший дом»,
где потребитель сможет выбрать то, что ему сегодня по душе. Как и банку,
ювелирному дому (торговой сети) трудно выступить с предложением:
«такой-то товар по такой-то цене только у нас». Так на современном рынке
может работать, к примеру, ко-брендинговая схема
рекламы Samsung GALAXY Tab 2 в «Евросети»: бренд-товар + бренд-компания
+ бренд-поп-персона (Киркоров), но в случае с ювелиркой из этой схемы
выпадает бренд-товар: нельзя зафиксировать в сознании потенциального
покупателя «кольцо с бриллиантом 1,28 карат, золото 585 пробы , 5 грамм»
таким образом, чтобы сделать лучшее на рынке предложение именно для
этого кольца. Так же не однозначны показатели конкретности/абстрактности продукта в издательском бизнесе ///кампания Плотник /// Тем
не менее, индивидуальные особенности бренда не могут отменить действие
типовых факторов, которые можно считать факторами первого уровня. И первый закон, который выводится из комбинации этих факторов гласит: Компания,
у которой отсутствует (или ограничена) возможность визуально показать
свой товар как уникальный продукт или как лучшее на рынке предложение,
должна всерьез задуматься о будущем своих рекламных кампаний. Анализ рекламного телеэфира показывает: 1. Примеров типа №№ 4, 5, 6 – не более 15 %. 2. Из них примеров типа № 6 – не более 2 %. Итак, дилемма, например для специалиста коммерческого Банка, входящего в тридцаку крупнейших: - Отказаться от ТВ – стратегически неверно. Только ТВ может дать Банку узнаваемость в регионах вместе с репутацией «тяжеловеса». -
Платить за ТВ-рекламу – невыгодно. У Банка слабый с точки зрения
телерекламы продукт и недостаточные возможности по преодолению «порога». Задуматься «всерьез» значит ответить на вопросы, сформулированные следующим образом: Нам нужны рекламные ролики на ТВ – или присутствие на ТВ возможно в другой форме, достаточной для того чтобы ЦА нас узнала? (1) Если
наши исходные возможности не соответствуют рекламной коммуникации –
может, попробовать сделать ставку на других формах коммуникации с ЦА? (2) Можно
ли рекламные «минусы» банковского продукта превратить в «плюсы» и
добиться внимания ЦА – например не «прямо», а через «продукт-посредник»?
(3)
|